Проекты и инвестиции
Начиная с 2005 года, «Богатырь Комир» осуществляет на разрезе «Богатырь» и «Северный» планомерный переход на автомобильно-конвейерную технологию транспортировки угля на поверхность с его усреднением и непрерывной погрузкой в полувагоны.
Внедрение авто-конвейерной технологии позволит не только сохранить текущую мощность предприятия, но и увеличить добычу угля для обеспечения прогнозируемого роста спроса на уголь со стороны энергетиков Казахстана и России. Данная технология позволит:
- Минимизировать негативное влияние углубки горных работ;
- Модернизировать действующее производство с заменой оборудования и технологий на новое;
- Рационализировать порядок отработки запасов в границах горного отвода;
- Снизить время оборота вагонов в 2,5 раза и внедрить процессы точной загрузки без расцепки составов.
При выполнении намеченных целей для перехода на автомобильно-конвейерную технологию транспортировки угля на поверхность с его усреднением и непрерывной погрузкой в полувагоны:
На разрезе «Богатырь»:
- В 2006 году Компания совместно с Германской фирмой «Виллибалд – Штрек» и Казахстанским проектным институтом ТОО «Карагандагипрошахт и К» разработали «ТЭО перехода на автомобильно-конвейерную технологию с усреднением угля на разрезе «Богатырь» с поэтапным увеличением его мощности до 40,0 млн. тонн в год»;
- С 2005 года по 2008 год на разрезах компании внедрена авто-железнодорожная технология с применением одноковшовых экскаваторов, большегрузных самосвалов, а также конвейерно-железнодорожная технология по усреднению угля, что является промежуточным этапом перехода на циклично-поточную технологию добычи, усреднения и погрузки угля. Добыча угля осуществляется одноковшовыми экскаваторами с погрузкой в большегрузные автосамосвалы (грузоподъемностью 90-130 тонн), которые, в свою очередь, транспортируют уголь до пунктов формирования штабелей с усредненным углем. Погрузка усредненного угля из штабелей в железнодорожные полувагоны осуществляется роторными экскаваторами;
- В период 2008-2010годах реализован инвестиционный проект на сумму 2880 млн. тенге по реконструкции транспортной схемы для подготовки фронта работ под строительство объектов циклично-поточной технологии разреза «Богатырь» участки 5, 6, 9, 10. Реализация данного проекта позволила:
- подготовить площадки под строительство объектов циклично-поточной технологии;
- сократить среднюю дальность транспортировки угля с 16,2 км в 2006 году до 12,9 км в 2010 году;
- сократить протяженность железнодорожных путей угольного комплекса на 19,4 км и 128 стрелочных переводов;
- С 2014 года производится складирование углистых пород и внутренней вскрыши в постоянный внутренний отвал сформированный в стационарном борту участка 5.
- До 2024 года будет осуществлен заключительный этап полного перехода разреза «Богатырь» на автомобильно-конвейерную технологию транспортировки угля на поверхность с его усреднением и непрерывной погрузкой в полувагоны, с поэтапным увеличением его производственной мощности до 40,0 млн. тонн в год. При данной технологии предусматривается применение современного высокопроизводительного оборудования: одноковшовых экскаваторов, большегрузных автосамосвалов; строительство дробильно-перегрузочных пунктов; системы магистральных и подъемных конвейеров; усреднительно–погрузочного комплекса, в состав которого входят приемные и отгрузочные конвейеры, штабелеукладчики, погрузочные машины, погрузочные пункты с весодозированной погрузкой угля в железнодорожные маршруты без их расцепки по кольцевой схеме подачи.
На разрезе «Северный»:
- В 2005 году внедрена авто-железнодорожная технология, где добыча угля осуществляется одноковшовыми экскаваторами с погрузкой в большегрузные автосамосвалы (грузоподъемностью 90 тонн), которые, в свою очередь, транспортируют уголь до пунктов формирования штабелей с усредненным углем. Погрузка усредненного угля из штабелей в железнодорожные полувагоны осуществляется роторными экскаваторами.
- В период с 2017 по 2026 год мощность разреза «Северный» сохранится на уровне 6,0 млн.т. в год. Ведение добычных работ на участках 1 и 4 предусматривается по существующей авто-железнодорожной технологии. На отработке добычных уступов применяется существующий парк оборудования: экскаваторы-мехлопаты и гидравлические экскаваторы (обратная лопата) с погрузкой на автотранспорт.
- С 2027 года перспектива развития разреза «Северный» предусматривает переход от существующей авто-железнодорожной технологии ведения добычных работ на авто-конвейерную технологию с усреднением угля на УПК гор.-30,0 м, расположенного на стационарном борту разреза (участок 2) в две очереди.
- С 2034 года предусматривается ввод в эксплуатацию циклично-поточного вскрышного комплекса ЦПВК, при этом отработка вскрышных пород в разрезе выполняется одноковшовыми экскаваторами с погрузкой в большегрузные автосамосвалы с доставкой на дробильно-перегрузочный , с перегрузкой на систему подъемных, магистральных конвейеров с доставкой конвейерным транспортом на отвал.
- С 2035 года при внедрении второй очереди переход на авто-конвейерную технологию позволит увеличить добычу до угля 18,0 млн.т. в год.