Богатырь Комир

+7(7187)223 505, 223 031 факс:+7(7187)340 650
Контактная информация

О компании / История

history history history             

Как свидетельствуют исторические документы, открытие Экибастузского каменноугольного бассейна относится к 1867 году. Добыча угля началась на рубеже XIX-XX веков акционерным «Воскресенским горнопромышленным обществом», а с 1913 года – английской концессионной компанией «Киргизское горнопромышленное акционерное общество», где основным держателем акций был английский миллионер Лесли Уркарт и бывший президент США Герберт Гувер.

После установления в 1918 году в Павлодарском Прииртышье советской власти, было подписано постановление Совета Народных комиссаров о национализации экибастузских угольных копий. Однако только после войны сюда прибыли изыскатели и проектировщики. В 1954 году сдан в эксплуатацию первый, названный впоследствии «Центральным», угольный разрез мощностью 3 млн. тонн угля в год.

С этого времени экибастузский уголь поставляется на электростанции Уральского региона Российской Федерации. Первый состав был доставлен на Красногорскую ТЭЦ, ставшую своеобразным испытательным полигоном для экибастузского угля. В этом же году в небольшом уральском городке Троицке началось строительство новой электростанции – родоначальницы большой энергетики Южного Урала. Эта станция, как и возведенные впоследствии другие ГРЭС, была спроектирована и построена уже специально для сжигания высокозольного экибастузского угля.

Разрез «Богатырь», проектной мощностью 50 млн. тонн угля в год, строился девятью очередями с 1965 по 1979 годы. В 1985 году была достигнута максимальная годовая производительность – 56,8 млн. тонн угля. Разрез такой большой единичной мощности был построен впервые в мире и по этому показателю в 1985 году был занесен в книгу рекордов Гиннесса. До ноября 1996 года разрез «Богатырь» входил в состав ГАО «Экибастузкомир».

   Очередной этап развития месторождения начался в середине девяностых годов прошлого столетия, когда сюда пришли иностранные инвесторы. С сентября 1996 года начинается  история создания ТОО «Богатырь Аксес Комир». Тогда по итогам открытого тендера, проведенного в соответствии с решением правительства республики, компания «Assess Industries Inc.» приватизировала имущественный комплекс разрезов «Богатырь» и «Степной» (70%).

По соглашению акционеров, с 2008 года "Богатырь Аксес Комир" перешло в управление совместного предприятия казахстанского АО «Самрук-Энерго» и российской Объединенной Компании «РУСАЛ».

В марте 2009 года ТОО «Богатырь Аксес Комир» переименовано в ТОО «Богатырь Комир». Генеральным директором ТОО «Богатырь Комир» назначается Виктор Константинович  Щукин.

Одним из самых значимых событий истории компании становится добыча 1,5 - миллиардной тонны угля, совпавшее по времени с 45-летием разреза «Богатырь», отмечавшимся в ноябре 2015 года.

   С октября 2017 года генеральным директором ТОО «Богатырь Комир» является Мурат Кенесович Абдыгулов. В товариществе проводятся активные преобразования, нацеленные на повышение эффективности производства, достижение нового качественного уровня в хозяйственно-экономической деятельности.                                                               Итоги работы Компании «Богатырь Комир» в 2016 году наглядно свидетельствуют о том, что, несмотря на все кризисные явления в мировой экономике и неблагоприятную конъюнктуру рынка, предприятие выполнило поставленные задачи. Удалось сохранить устойчивые показатели производства и продаж, реализовав 35,1 млн. тонн угля, что выше уровня 2015 года на 3,4%. Компания сумела удержать завоеванные позиции самого надежного и проверенного поставщика продукции для энергосистем Казахстана и Российской Федерации.                                                                В 2017 году ТОО «Богатырь Комир» планирует отгрузить потребителям 33,9 млн. тонн угля, в том числе потребителям Казахстана - 24,8 млн. тонн. Поставки угля потребителям Российской Федерации запланированы на уровне 9,1 млн. тонн. В числе основных потребителей ТОО «Богатырь Комир»: Рефтинская, Серовская, Троицкая электростанции, Экибастузская ГРЭС-1, Экибастузская ГРЭС-2, Алматинские и Степногорская ТЭЦ,  ТОО «Караганда Энергоцентр» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-3), АО «СевКазЭнерго», АО «Астана-Энергия» (ТЭЦ-1,ТЭЦ-2), ГКП «Кокшетаужылу», АО «Павлодарэнерго», ТОО «Bassel Group LLS» (г. Караганда).                 Перспективные планы ТОО «Богатырь Комир» связаны, прежде всего, с крупными проектами энергетической отрасли Казахстана по реконструкции и вводу новых энергомощностей на Экибастузской ГРЭС-1, ГРЭС-2, Карагандинской ТЭЦ-3, энергосистемы г. Астаны, а также со строительством Балхашской ТЭС и ТЭЦ в г. Талдыкоргане.

   Сегодня на долю ТОО «Богатырь Комир» приходится 60 процентов от всего добываемого угля в Экибастузском угольном бассейне и 40 процентов от общего объема добычи угля в Республике Казахстан. ТОО «Богатырь Комир» - одно из крупнейших предприятий в мире по добыче угля открытом способом, его балансовые запасы составляют - 2,75 миллиарда тонн. Производственная мощность предприятия составляет 42 млн. тонн угля в год, в том числе по разрезу «Богатырь» - 32 миллиона тонн, по разрезу «Северный» - 10 миллионов тонн.  Общая численность трудового коллектива ТОО «Богатырь Комир» в настоящее время составляет 6257 человек.  Добыча и отгрузка угля на разрезе ведется экскаваторами различных марок – роторными, одноковшовыми серии ЭКГ, гидравлическими фирмы «Liebherr», большегрузными самосвалами «Caterpillar», «Komatsu», «БелАЗ». В этом процессе задействованы также конвейерные линии и перегружатели германской фирмы TAKRAF.

     Современная технологическая схема угольного производства на предприятии выглядит следующим образом: добыча угля на разрезе «Богатырь» ведется ковшовыми экскаваторами, отгрузка – роторными. Уголь подвозят к роторному экскаватору в штабель из разных пластов, таким образом, получается усреднение зольности угля – до 42% и повышение его калорийности, после чего следует отгрузка продукции в вагоны.

      «Богатырь Комир» добывает уголь марки КСН со средней теплотой сгорания 4000 килокалорий на килограмм, его зольность составляет около 42 процентов, а содержание в нем влаги не превышает 5 процентов.

      Стратегия развития компании «Богатырь Комир» заключается в том, чтобы обеспечить бесперебойную добычу угля на длительную перспективу. При текущей мощности предприятия запасов угля хватит не менее, чем на 70 лет работы.

     Площадь угленосной толщи Экибастузского бассейна составляет 77 квадратных километров. Она вытянута с северо-запада на юго-восток на 12 километров, достигая шести километров в ширину. Максимальная глубина погружения угольного массива колеблется в пределах 530 метров, а вскрышного пласта – от трех до 670 метров. Общие запасы угля по Экибастузскому бассейну равны 10 миллиардам тонн.

    Благоприятное геологическое залегание угольных пластов в границах участков разрезов «Богатырь» и «Северный» позволяет добывать уголь с наименьшими эксплуатационными затратами. Средний коэффициент вскрыши не превышает семи десятых кубических метра на тонну угля.

Начиная с 2006 года, «Богатырь Комир» осуществляет планомерный переход на автомобильно-конвейерную технологию транспортировки угля с его усреднением непосредственно в самом разрезе.

 Внедрение новой технологии позволит:

- увеличить добычу угля и его усреднение для удовлетворения потребностей энергетической отрасли Казахстана и России;

- минимизировать негативное влияние углубления горных работ на себестоимость продукции, что в свою очередь приведет к снижению затрат на производство.

- модернизировать действующее производство с заменой морально и физически устаревшей горной техники на новое оборудование;

- рационализировать порядок отработки запасов угля в границах горного отвода;

- снизить время оборота вагонов в два с половиной раза, внедрить процессы точной загрузки вагонов без расцепки железнодорожных составов.

 Вехи истории «Богатырь Комир»

1966 год – начато строительство разреза «Богатырь» (первоначальное название – Иртышский разрез № 5/6).

30 ноября 1970 года введена в эксплуатацию первая очередь угольного разреза «Богатырь». Эта дата считается днем рождения разреза.

15 июля 1971 года приказом Минуглепрома СССР Иртышский разрез № 5/6 переименован в разрез «Богатырь».

1 июня 1972 года – завершение монтажа и пуск в опытно-промышленную эксплуатацию на разрезе «Богатырь» первого роторного экскаватора СРс(К)-2000 

26 ноября 1972 года состоялся митинг трудящихся разреза, посвященный вручению коллективу разреза «Богатырь» по итогам Всесоюзного социалистического соревнования Памятного Красного знамени ЦК Компартии Казахстана, Президиума Верховного Совета Казахской ССР, Совета Министров Казахской ССР и Казсовпрофа.

Декабрь 1973 года – введена в эксплуатацию пятая очередь разреза. Таким образом, разрез стал самым крупным в Советском Союзе, его суммарная мощность составила 25 млн. тонн угля в год.

Октябрь 1977 года – на разрезе «Богатырь» принят в эксплуатацию первый роторный комплекс ЭРШРД-5000.

Декабрь 1978 года – введена в эксплуатацию восьмая очередь, мощность предприятия достигла 42,5 млн. тонн угля в год, что позволило разрезу встать в один ряд с крупнейшими в мире горными предприятиями.

Декабрь 1979 года – на разрезе «Богатырь» введена в эксплуатацию девятая очередь. Его производственная мощность достигла 50 млн. тонн угля в год, и он по размерам добычи стал самым крупным угольным разрезом в мире.

Декабрь 1983 года – разрез «Богатырь» досрочно достиг проектной мощности – 50 млн. тонн угля в год.

Январь 1992 года – на разрезе «Богатырь» начались промышленные испытания конвейера. Погрузку угля на конвейер производит роторный экскаватор ЭРШРД-5000.

6 ноября 1996 года новым владельцем разреза «Богатырь»  стала Компания «Access Industries (Eurasia), LLC». На базе имущественного комплекса разреза «Богатырь» было создано Товарищество с ограниченной ответственностью «Богатырь Аксес Комир». В составе объединенного разреза «Богатырь» функционируют два добычных комплекса: Богатырский (участки 5,6,9,10) мощностью 40 млн. тонн угля в год и Северный (участки 1,2,3,4) мощностью 8 млн. тонн угля в год. 

6 ноября 1997 года добыта и отгружена потребителям миллиардная, со дня пуска разреза «Богатырь» в эксплуатацию, тонна угля. Добыть  и отгрузить юбилейную тонну было поручено сборному экипажу, которым руководил старший машинист А.Гусев.

Июль 1998 года – на разрезе «Богатырь» состоялся пуск первого в мировой практике межуступного мостового конвейерного перегружателя СБФ-Р (к)-1800.25.

12 августа 2004 года на разрезе «Богатырь» сдан в постоянную эксплуатацию угольно-породный погрузочный комплекс производительностью 14 млн. тонн усредненного угля в год.

9 сентября 2005 года Северный комплекс разреза «Богатырь» переведен на работу по новой, автомобильно-железнодорожной технологии добычи и усреднения угля. Производительность комплекса – 8 млн. тонн усредненного угля в год.     

 2006 год - на разрезе «Богатырь» внедрена автомобильно-железнодорожная технология добычи угля с использованием одноковшовых экскаваторов и большегрузных самосвалов, которая является в настоящее время основной технологией добычи угля на разрезе «Богатырь»  Организовано усреднение угля на созданных внутри разреза угольных  складах с использованием в процессе усреднения мощных бульдозеров, а при отгрузке угля из усреднительных складов - роторных экскаваторов в качестве дробильно-погрузочных машин. Эта технология позволяет улучшить качество  отгружаемого угля путем снижения колебаний зольности угля в вагоне.

 25 декабря 2006 г. - введена в опытную эксплуатацию автоматизированная система диспетчерского управления технологическими процессами (АСДУ) для обеспечения мониторинга горных работ, управления процессом формирования угольных штабелей по качеству. Использование АСДУ позволило увеличить производительность горно-транспортного оборудования за счет снижения времени простоев экскаваторов в ожидании порожнего транспорта и транспортных средств в ожидании  погрузки.

  Апрель - ноябрь 2007 года  - строительство  и ввод в эксплуатацию  Пит-Стопа на участке 6 разреза «Богатырь»;

   Реконструкция КЖДК со строительством в октябре 2009 года третьего подъемного конвейера (КЛП-3);

  2010 год - закончена реконструкция транспортной схемы на разрезе «Богатырь». Данная реконструкция позволила сократить протяженность внутрикарьерных железнодорожных путей и количество стрелочных переводов, увеличить их пропускную способность до 150 тыс. тонн угля в сутки. Новая транспортная схема позволила уменьшить среднюю дальность транспортировки угля с 16 до 12 километров, повысить производительность основного оборудования и приостановить рост себестоимости угля. Без дополнительных затрат на вскрышу было разблокировано более 40 миллионов тонн угля. 

  2010 - 2013 г.г.- модернизация роторных экскаваторов СРс(К) 2000 №№ 1143, 1144, 1145, 1146.

  Ноябрь 2013 года – март 2014 года -  строительство и ввод в эксплуатацию  автомобильного путепровода на гор.-50м через подъемный конвейер КЛП-3 КЖДК позволил обеспечить доставку вскрышных пород автомобильным транспортом с нижних и средних вскрышных горизонтов рабочего борта участка 6 на участок 5 и начать формирование нижних ярусов внутреннего отвала Синклинальный. Вновь построенный путепровод сократил до минимума дальность транспортировки вскрышных пород с участка 6 и позволил производить добычу угля по авто-роторно-конвейерно-железнодорожной технологии без изменения трассы конвейеров КЖДК до ввода в эксплуатацию первой линии авто-конвейерной технологии

   Февраль - июнь 2014 года - строительство и ввод в эксплуатацию цеха по демонтажу и монтажу колес большегрузных самосвалов и другого технологического мобильного оборудования с установкой приобретенного шиномонтажного пресса "EDMO".

  Декабрь 2013 год – октябрь 2014 год - строительство и ввод в эксплуатацию базы на промплощадке ст. «Ковыльная»  для обеспечения производства демонтажно-монтажных работ при выполнении средних и капитальных ремонтов технологического мобильного оборудования  (25 единиц техники в год).

 27 ноября 2015 года - добыта и отгружена потребителям 1,5 - миллиардная, со дня ввода разреза «Богатырь» в эксплуатацию, тонна угля.

Ноябрь 2016 год – Монтаж и сдача в промышленную эксплуатацию двух новых большегрузных самосвалов «БелАЗ-75131», с грузоподъемностью 130 тонн, в рамках принятой в ТОО «Богатырь Комир» программы обновления основного горнотранспортного оборудования.

Март 2017 год – Начало модернизации  роторного экскаватора СРс(К)-2000 №2147. Срок завершения работ – ноябрь 2017 года. Проводимая модернизация позволит продлить срок эксплуатации экскаватора до 2027 года. Ход выполнения работ находится на особом контроле руководства ТОО «Богатырь Комир». Шеф-надзор за качеством выполнения работ наряду с заказчиком осуществляет представительство компании-изготовителя немецкой фирмы «TAKRAF GmbH».