КРУГЛЫЙ ОТЛИЧНИК

24.10.2013

Смена смене идёт.

                                                

-Недавно я поймал себя на мысли, что я, оказывается, – карьерист, - неожиданно признался Виталий. А потом, немного подумав, продолжил: - карьерист в хорошем понимании этого слова. Я хочу сам чего-то добиться в своей жизни, конечно, хочу продвижения по службе, но не за счёт  расталкивания локтями тех, кто рядом со мной работает, а за счёт собственных знаний и упорства.

Сильные гены деда

Виталий Чабан (ударение на первом слоге) работает в Богатырском ПТУ компании «Богатырь Комир» главным технологом по СЦБ и связи. Он ещё молод, на днях отметил юбилейную дату – 35 лет со дня рождения. Рано лишился отца, ему было чуть больше двух лет,  когда тот погиб в автокатастрофе. Не помнит  его совсем, только по фотографиям. Отца ему заменил дедушка – Ричард Андреевич Фризен. С малых лет он приучал внука к мысли, что лучше профессии железнодорожника на свете нет. И с ним нельзя не согласиться.

Ричард Андреевич – ветеран не только угольной промышленности, но и железнодорожного транспорта.  В молодые годы исколесил почти всю нашу необъятную страну, строя дороги. Была в его биографии памятная многим людям старшего поколения железнодорожная магистраль «Абакан-Тайшет». Строил также железнодорожные пути в  Узбекистане и Таджикистане, в Красноярском крае и под Ростовом…

Кочевая жизнь закончилась в Экибастузе, куда его в 1963 году перевели из Целиноградского отделения дороги заместителем начальника 17-ой дистанции пути. Здесь  засиделся дольше всего, 20 лет. А потом, когда на разрез «Богатырь» потребовались опытные профессионалы-железнодорожники, его пригласили на должность  старшего инженера службы пути дирекции по железнодорожному транспорту производственного объединения «Экибастузуголь». Спустя три года Фризен стал  главным технологом этой службы. Отсюда же Ричарда Андреевича несколько лет назад проводили на заслуженный отдых.

Ричард Андреевич замечал, что внуку нравятся его рассказы о непростой, но очень насыщенной жизни, и что он всегда слушает его с большим интересом, а вопросы, порой, задаёт совсем не детские. Виталий учился только на одни пятёрки, а когда окончил девять классов с «красным» свидетельством, вдруг заявил, что хочет поступить в Экибастузский горный техникум. Аргументы были простыми: зачем тратить драгоценное время на продолжение учёбы в школе, если в техникуме можно получить одновременно и аттестат о среднем образовании, и диплом специалиста. В те годы среди молодёжи были популярными профессии экономиста, юриста… Виталий колебался в выборе. Сказал об этом семье. Бабушка и мама попытались разубедить его в таком шаге, они считали, что Виталий обязательно должен окончить школу, и лишь потом, как и все его сверстники, повзрослев, задуматься о профессии. Дед же посчитал  предложение внука резонным, и посоветовал выбрать профессию железнодорожника. Например, стать, как и он СЦБистом.  А что, говорил Ричард Андреевич, у этой профессии много преимуществ, но самое главное из них – всегда есть возможность найти работу, СЦБисты, мол, везде нужны. Да, к тому же, кто-то же должен  продолжить династию Фризенов-железнодорожников. Ведь его сын и дочь выбрали профессии далеко не технические, оба стали медиками.

- Видно у меня сильные дедушкины гены, да я и сам считал, что у меня склад ума - технический, меня всегда тянуло к технике, машинам.., - говорит Виталий, - поступив в горный техникум, я выбрал специальность «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте». Самую престижную из всех профессий на железной дороге.

Учёба давалась легко.  Экибастузский горный техникум, который уже был переименован в политехнический колледж, тоже окончил с «красным» дипломом. И вот тут-то столкнулся со сложностями. Молодых выпускников вузов и колледжей нигде не брали на работу, мотивируя тем, что у них нет опыта. В конце девяностых - начале двухтысячного годов всё ещё сильно ощущались проблемы с трудоустройством. И не вина в этом деда – Виктора Ричардовича, который заверял, что найти работу, причём, с такой профессией – не вопрос. То было такое время.

-  И опять помог случай, - продолжает свой рассказ Виталий, - председатель комиссии по приёму дипломных проектов, бывший главный технолог по СЦБ и связи Богатырского ПТУ Ахтям Ахметзянович Халиков посоветовал мне, не теряя времени на поиск работы, поступить дальше в Казахстанскую Академию транспорта и коммуникаций, тем более сразу на третий курс. Я так и сделал. В 1999 году поступил туда и в 2002 году окончил вуз и снова с «красным» дипломом.

Вернувшись из Алма-Аты домой, Виталий сразу же в поисках работы пошёл на собеседование в Экибастузское ШЧ-25 Павлодарского отделения Казахской железной дороги. Испытание, он был в этом уверен, выдержал успешно. Но с ответом немного задержали. Пока там думали о его судьбе, Виталий решил использовать ещё один шанс – попытаться устроиться в угледобывающую компанию «Богатырь Аксес Комир», где в то время трудился Ричард Андреевич Фризен.  «Красные» дипломы Виталия Чабана впечатлили руководство предприятия и его безоговорочно приняли на должность электромеханика на участок СЦБ-1 Богатырского ПТУ.

Таким образом, 19 июня 2002 началась трудовая биография Виталия Чабана.

Покажи, на что способен

Виталий прекрасно понимал, что его взяли на «Богатырь»  не только потому, что у него хорошие «корочки» и серьёзное образование. Тогда многие молодые ребята имели дипломы об окончании высших учебных заведений, но не всем удавалось найти не то, что по специальности, а вообще хоть какую-то работу. А ему повезло.

Напутствуя внука, Ричард Андреевич говорил Виталию:

- Тебя взяли на работу – покажи, на что способен.

Начинал «Богатырской», самой крупной станции в мире, которая имеет промышленное назначение. Его поставили сюда на временную вакансию вместо находящегося на длительном лечении электромеханика.  Несмотря на то, что он был, как говорится, ещё «не обстрелянным» специалистом, на него, тем не менее, возложили большой груз ответственности. Он должен был обеспечивать бесперебойную работу более чем 180 светофоров, 140 централизованных стрелочных переводов и электрических приводов, бессчётного количества оборудования рельсовых цепей, постового оборудования… А уж о том, что всё это очень серьёзно и связано с электричеством, и говорить не стоит.  Одно дело, когда ты проходишь практику под руководством наставника, другое - когда сам должен отвечать за порученный участок. Виталий первое время робел, и в сложной ситуации, бывало, обращался за советом к опытному СЦБисту  Владимиру Михайловичу Тюню. Тот всегда говорил: «Если в чём-то сомневаешься, не берись выполнять это наобум, позвони, посоветуйся…».

Вот так, в ежедневных буднях к молодому специалисту приходил опыт. Когда прежний электромеханик участка вышел на работу, Виталия перевели непосредственно в сам разрез «Богатырь» на участок СЦБ-2.  Здесь объём работы, конечно, немного уменьшился, но зато появилась возможность освоить и это подразделение угледобывающего производства. Для него  это тоже был хороший опыт. К тому же, здесь он выигрывал и в зарплате, что было немаловажно для него, недавно обзаведшегося семьёй. Через несколько лет Виталия, как мобильного и перспективного работника, и в связи с производственной необходимостью, снова перевели на станцию «Богатырская», но теперь на должность электромонтёра. Фактически получается, что его понизили. Он понимал, что с руководством не поспоришь, и согласился. И тут у него пробудились такие качества, которые заставили взглянуть на окружающую действительность другими глазами.

Помните его фразу: «Я, оказывается, – карьерист». Так вот, этот случай подтолкнул его к решению не плыть по течению, а сопротивляться ему и побеждать. Он снова взялся за учебники. Сначала повысил разряд, потом, через полгода – поднялся до электромеханика, затем сдал экзамены на должность старшего электромеханика.

В связи с этим Виталий вспомнил всеми известную фразу русского литератора Александра Погосского: «Плох тот солдат, который не думает быть генералом». Перед собой он поставил следующую цель – получить должность технолога службы СЦБ и связи. И этот день вскоре наступил.

Старшим электромехаником он отработал всего полтора месяца, когда ему предложили стать не просто технологом, а главным технологом этой службы. В свои неполные 35 лет Виталий достиг той высоты, к которой его дед Ричард Андреевич Фризен шёл всю жизнь. Словом, ученик превзошёл своего учителя. Так и должно быть!

- Бабушка Любовь Яковлевна иногда шутит, мол, мы с дедом не только похожи внешне, но даже одинаковые у нас с ним характеры, - улыбается всё время выглядевший серьёзным Виталий, - я, как и он, стремлюсь подходить к любому делу основательно, расчётливо, никогда не вступаю ни с кем по пустякам в конфликт, всё стараюсь делать сам, не перекладывая заботу на чужие плечи.

Головастый

О таких, как он, говорят: «Головастый». То есть, умный, упёртый, сметливый. Виталий всей своей жизнью подтверждает эту народную мудрость.

В компании «Богатырь Комир» два года назад начали внедрение международного проекта Lean Six Sigma, который даёт молодым и целеустрёмленным работникам реализовать свои скрытые возможности, нащупать дорогу, которая приведёт их на вершину профессиональной карьеры. Виталия Чабана, как перспективного специалиста, включили во вторую волну обучающихся этой методологии в 2012 году. Причём по рекомендации директора Богатырского ПТУ Александра Михайловича Григорьева.

- На занятия мы ходили четыре дня в месяц, - рассказывает Виталий, - в общей сложности прошли три курса по освоению программы «зелёных поясов». Параллельно для более глубокого усвоения методологии мы начали разрабатывать свои первые проекты.

Ему досталась такая тема: «Сокращение количества повреждений устройств СЦБ по Богатырскому угольному комплексу».

- Поначалу у меня возникали проблемы не только по самой методологии, но я также не знал, с какой стороны подойти к освещению темы, - делится своими недавними переживаниями Виталий, - но мне помогли ребята, которые уже достигли каких-то конкретных результатов, и, в частности, мой куратор Станислав Чапала.

Взявшись за разработку и реализацию этого проекта, Виталий Чабан не рассчитывал на высокий экономический эффект от его внедрения. Потому что понимал, что он является лишь составной частью целой цепи проблем, которые существуют в службе СЦБ. И чтобы добиться высоких результатов, нужно браться за всю эту цепочку. Но для него на данном этапе – это неразрешимая задача.

- Мы все процессы рассматриваем поэтапно, - поясняет Виталий, - потому что слишком широко взятые рамки проекта обречены на неудачу.

Он добавляет далее, что та виртуальная экономия, которая достигается за счёт сокращения количества повреждений устройств СЦБ по Богатырскому угольному комплексу, сейчас попросту теряется за счёт нерешённых проблем на других участках. Нужно идти дальше по всей цепи проблем.

- Пробная попытка оказалась, тем не менее, удачной, - считает  руководитель проекта Lean Six Sigma Олеся Ковтун, - Виталий глубоко разобрался в методологии, доказал, что он является компетентным руководителем серьёзной производственной службы.

Это высоко оценил также директор Богатырского ПТУ, спонсор проектов Александр Михайлович Григорьев. Он предложил Чабану продолжить творческие изыскания и решить  проблему эффективного использования в Богатырском ПТУ привлечённого автотранспорта.

- Виталий – основательный парень, - характеризует главного технолога директор управления, - пока не разберётся во всех тонкостях порученного задания, никогда не поставит точку. Если я поручаю ему какую-то работу, то знаю, что он обязательно с ней справится. Он всегда готов к разговору и его никогда не застанешь врасплох.

Так в чём же заключается проблема? И почему вдруг директор поручает такую сложную тему своему сотруднику, который не имеет никакого отношения к автомобильному транспорту?

- Методология Lean Six Sigma как раз и подразумевает, что человек, её освоившиё, с таким же успехом может разрабатывать проекты, связанные с разными сферами производства, независимо от его образования, должности - пояснил Виталий.

Проблема, которую предстояло изучить Виталию, на самом деле сложная и неоднозначная. В первую очередь, она касается взаимоотношений с услугодателями, которые поставляют автотранспорт для производственных нужд Богатырского ПТУ. До сих пор он использовался неэффективно, от чего компания несла большие убытки. К этой теме особое отношение и у генерального директора компании «Богатырь Комир» Виктора Константиновича Щукина. Поэтому Виталий взялся за её изучение особенно тщательно.

В результате напряжённой работы в течение нескольких месяцев ему удалось досконально разобраться в проблеме. Её всесторонний анализ, а также пути решения Чабан изложил во время презентации проекта.

Виталий, естественно, волновался, и переживал, как оценят его  работу приглашённые на презентацию руководители структурных подразделений, которых поднятая тема касалась непосредственно. Но больше всего Виталий переживал, как воспримет его работу гендиректор, который также присутствовал на презентации.

- С моей точки зрения, проект был направлен не на то, чтобы он непременно имел большой экономический эффект, - говорит Виталий, - а на то, чтобы мы добились эффективного использования привлечённого автотранспорта. Думаю, с поставленной задачей я справился. И об этом доложил участникам презентации.

Генеральный директор компании «Богатырь Комир» Виктор Константинович Щукин высоко оценил результаты работы, проделанные  Виталием Чабаном. Отметил глубокое проникновение в тему, аналитический подход молодого  исследователя к сути предложенной проблемы. По его словам, главный технолог проявил по-настоящему творческое отношение к делу, а результат заслуживает настоящих похвал и высокой оценки. Разработанный на основе использования привлечённого автотранспорта на одном структурном подразделении, проект может быть рекомендован для применения на других структурных единицах компании.

- Для меня самой высшей оценкой было то, что Виктор Константинович предложил мне подготовить научный доклад по названной проблеме, - с гордостью говорит Виталий Чабан, - и опубликовать его в специализированном журнале, обещал всякое содействие в этом вопросе.

А что же услугодатели? Неужто они молча проглотили пилюлю, которую им приготовили горняки? Вовсе нет. Они пытались даже байкотировать решение «богатырцев», несколько раз срывали графики поставки автотранспорта, но в результате согласились с теми доводами, которые представили угольщики.

Проект, который выполнил Виталий Чабан, разработан по программе «чёрного пояса» и отправлен для утверждения в компанию BMGI.

На недавнем мероприятии, посвященном вручению сертификатов обладателям «зелёных» и «чёрных» поясов, среди которых был и Виталий Чабан, консультант компании BMGI Максим Коренюгин отметил высокую эффективность работы, которые проводят у себя непосредственно на производстве молодые сотрудники «Богатырь Комир».

- У них высокий потенциал, - подчеркнул он, - большое стремление достичь реальных результатов от своей деятельности. О том, что внедрение в компании «Богатырь Комир» международного проекта Lean Six Sigma является очень важным и нужным делом, говорит такая цифра: один тенге, вложенный в разработку и внедрение предложений, приносит предприятию три тенге прибыли. Это очень хороший показатель.

Успехи внука радуют

Ричард Андреевич в последнее время сильно стал сдавать. Что ни говори, а годы берут своё – ему скоро исполнится 80. Но каждый раз, видя внука, он преображается. Всегда интересуется делами, планами. А недавно, когда Виталий рассказал о своих успехах  на работе, вообще воспрянул духом. Похлопывая рукой по плечу, сказал:

- Молодец, внучок, теперь я вовсе стал уверенным, что ты идёшь по правильному пути. Не зря я тебе говорил, что профессия железнодорожника – самая лучшая на земле…

 

Василий Матвеюк

На снимках: Виталий Чабан на рабочем месте.

Фото автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

К списку новостей