Богатырь Комир

+7(7187)223 505, 223 031 факс:+7(7187)340 650
Контактная информация

Пресс-Центр / Публикации

К 100-летию Бориса Федоровича Братченко

19.07.2012

09 октября 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения крупнейшего организатора угольной промышленности СССР, видного государственного и общественного деятеля, бывшего министра угольной промышленности СССР (1965-1985 гг.), Героя Социалистического труда Братченко Бориса Федоровича


Б.Ф. Братченко: «Я люблю угольную

промышленность, посвятил ей всю свою

жизнь и не мыслю для себя иного пути».


Из девяноста двух прожитых лет шестьдесят девять Б.Ф. Братченко отдал служению угольной промышленности, последовательно пройдя путь от помощника начальника участка шахты до Министра крупнейшей угольной державы мира.

Родился Борис Федорович в городе Армавире Краснодарского края, детство его прошло в казачьей станице Шкуревской.

Хозяйственность, как черту характера, Борис с детства позаимствовал у деда Алексея Ивановича, вся его семья старательно работала у помещика на мельнице и также старательно все трудились на собственном подворье.

По окончании школы Б.Ф. Братченко поступил учиться в Московскую горную академию.

Задатки лидерства у Бориса проявились еще в пионерской и комсомольской жизни, стали востребованы и в студенчестве: он был бессменным старостой группы с 1-го курса и до окончания обучения.

В 1935 году после окончания Московской горной академии его направили на работу в трест «Кизелуголь», где проработав один год помощником начальника участка и начальником участка шахты, уволился и поехал работать в родные края.

С 1936 года по 1942 год работал на разных должностях в тресте «Шахтантрацит» комбината «Ростовуголь». В ряды коммунистической партии Б.Ф. Братченко вступил в 1940 году.

В 1942 году, работая начальником шахты «Комсомольская правда», организовывал эвакуацию оборудования и людей, а шахту по приказу сверху под его руководством взорвали.

В 1942-1943 г.г. Борис Федорович работал в аппарате Управления делами Совнаркома СССР.

После освобождения Донбасса от гитлеровцев Б.Ф. Братченко по настоятельной личной просьбе в сентябре 1943 года был направлен на восстановление своей родной шахты «Комсомольская Правда», где за умелое руководство по организации добычи угля получил в феврале 1944 года свою первую награду – поздравительную телеграмму от Сталина.

С 1945 по 1949 год Борис Федорович работал главным инженером, а затем и управляющим трестом «Шахтантрацит».

В 1949 году Минуглепром СССР в срочном порядке направляет Б.Ф. Братченко в комбинат «Карагандауголь», где он в должности главного инженера работает до 1953 года.

В период 1953-1958 г.г. Борис Федорович работал заместителем министра угольной промышленности, председателем Каменского совнархоза, первым заместителем председателя Ростовского совнархоза.

С 1959 по 1965 год Борис Федорович работал в Казахстане сначала председателем Карагандинского совнархоза, а с 1961 года Председателем Госплана Казахской ССР, являясь одновременно и заместителем Председателя Совета Министров Казахской ССР.

С сентября 1965 года Борис Федорович возглавил Министерство угольной промышленности СССР.

До назначения на этот пост Б.Ф. Братченко за предыдущие 30 лет своей трудовой деятельности прошел суровую школу жизни, каждой новой должности отдавался целиком и полностью, с дотошной пунктуальностью изучал проблемы, искал и находил пути решения, умело используя творческий потенциал подчиненных.

Эти качества и способность мышления Б.Ф. Братченко в государственном масштабе знал и Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин и Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев по совместной работе в Казахстане – все это предопределило назначение Бориса Федоровича Министром основополагающей отрасли народного хозяйства.

Ему выпала важная миссия: после ликвидации совнархозов выводить угольную промышленность страны в режим самостоятельной деятельности, выводить ее на передовой мировой уровень, найти свежие силы для научно-технической реструктуризации. Правительство во главе с умнейшим хозяйственником А.Н. Косыгиным создавало благоприятные условия для угольной отрасли, всесторонне поддерживало деятельность руководства Минуглепрома.

За время работы Бориса Федоровича Министром угольной промышленности СССР произошли поистине эпохальные события в отрасли:

- в подчинение Минуглепрома СССР были переданы шахтостроительные организации из других Министерств, на основе которых был создан мощный строительный комплекс;

- заводы Министерства тяжелого машиностроения выпускавшие горное оборудование были также переданы Минуглепрому СССР; на базе их выросли Горловский, Копейский, Каменский, Дружковский и другие заводы, которые в содружестве с отраслевыми институтами стали выпускать надежное и высокопроизводительное шахтное оборудование и запасные части.

Очень много внимания Борис Федорович уделял горной науке, которая была им серьезно упорядочена с четкой специализацией всех научно-исследовательских и проектных институтов.

При Б.Ф. Братченко было практикой проведение системного анализа технического уровня производства и научно-технического прогнозирования на каждое пятилетие с разработкой «Основных направлений технического развития производства и генеральной схемы развития отрасли на 15 лет».

К моменту заступления Б.Ф. Братченко в должность Министра добыча угля в отрасли за 1965 год составляла 578 млн.т, в том числе наиболее экономичным открытым способом 140 млн.т или 24%, но народному хозяйству СССР требовалось еще больше угля.

Дальнейшее увеличение добычи угля было намечено осуществлять за счет увеличения производительности труда на основе внедрения новой техники, передовой технологии, научной организации труда и за счет социалистического соревнования.

Особое внимание придавалось увеличению добычи угля за счет строительства шахт и разрезов большой единичной мощности.

Реализация планов развития отрасли и обеспечение народного хозяйства в топливе во многом зависили от положения дел в капитальном строительстве. Добиваясь повышения эффективности капиталовложений, Борис Федорович решительно боролся против распыления ресурсов, нацеливал строителей на сокращение сроков строительства угольных предприятий, повышение качества и снижение стоимости строительства. И эта политика Министра позволила за сравнительно короткий период построить шахты-гиганты: «Распадская» в Кузбассе, «Красноармейская-Капитальная» в Донбассе, «Воргашорская» в Воркуте и самый мощный угольный разрез в мире «Богатырь» мощностью 50 млн.тонн угля в год в Экибастузе.

Экибастуз Борис Федорович называл своим детищем и использовал всю силу данной ему власти, чтобы ускорить развитие этого уникального бассейна, даже название разреза «Богатырь» было предложено им и одобрено Д.А. Кунаевым.

Много усилий приложил Б.Ф. Братченко к оснащению угольных разрезов уникальными роторными экскаваторами производительностью 4500 т/час и более способными добывать крепкий экибастузский каменный уголь.

Будучи председателем Советской части Постоянной комиссии СЭВ по угольной промышленности он сумел объединить усилия машиностроителей TAKRAF, народного предприятия ГДР, и ученых отраслевого института «УкрНииПроект» на создание роторного экскаватора для отработки сверхмощных угольных пластов Экибастузского бассейна, в первую очередь, для разреза «Богатырь».

Уже в январе 1966 года в Экибастуз прибыла первая группа немецких специалистов горного машиностроения для ознакомления на месте с горногеологическими и климатическими условиями.

Через два года, в январе 1968 года, в Москве по целевой программе «Экибастуз-1» было подписано два контракта: один на поставку 5-ти роторных экскаваторов SRs(К)-470, второй на поставку еще двух SRs(К)-470 и двух SRs(К)-2000.

Роторные экскаваторы производительностью 1000 т/час, способные отрабатывать угольные уступы высотой 16 м, стали основной добычной машиной разреза «Северный» и это послужило решающим фактором увеличения добычи, если в 1965 году на разрезе было добыто 14,3 млн.тонн, то уже в 1970 году 22,6 млн.тонн или в 1,6 раза больше.

 

Роторный экскаватор ЭРП-1250 на погрузке угля

 

Уместно отметить, что принятая в конце 60-х годов технология добычи угля и коренная реконструкция карьерного ж.д. транспорта с внедрением электровозной тяги и автоматизации управления подвижным составом, как на добычных так и на вскрышных работах, обеспечили стабильную добычу угля 20-22 млн.тонн в год в 1969-1988 г.г., за этот период разрезом «Северный» отгружено потребителям 423 млн.тонн дешевого энергетического угля с теплотой сгорания 4000 Ккал/кг, среднегодовая добыча угля составила 21,1 млн.тонн.

В ноябре 1970 года в Экибастузе введена первая очередь мощностью 5 млн.тонн угля в год на Иртышском угольном разрезе 5-6, впоследствии по предложению Б.Ф. Братченко переименованный во всемирно известный «Богатырь».

Проектом предусматривалось отрабатывать уголь на разрезе «Богатырь» уступами высотой 25 метров с применением роторных экскаваторов производительностью 4000-5000 тонн в час с соответствующими линейными параметрами.

Борис Федорович лично контролировал ход строительства разреза «Богатырь», что способствовало достижению высоких темпов строительства по вводу в эксплуатацию 1-го пускового комплекса. В то же время отечественные и зарубежные машиностроители значительно отстали в создании и поставке на уникальный разрез основного проектного горнотранспортного оборудования: роторных экскаваторов производительностью 4000-5000 тонн в час, ковшовых экскаваторов с емкостью ковша 12,5 м3, тяговых агрегатов переменного тока сцепным весом 240-360 тонн.

В этих условиях первые пусковые комплексы разреза комплектовались непроектным оборудованием, что вносило значительные технологические трудности при производстве горных работ. Так, используемые в первые годы роторные экскаваторы класса 1000 тонн/час: SRs(К)-470 производства ГДР, ЭР-1250, ЭРП-1250 Донецкого завода, в силу ограниченных линейных параметров, отработку угольных уступов высотой 20 м вынуждены были производить за два прохода, уступ делился на 2 части при этом погрузка угля из 16-ти метровой части уступа производилась в вагоны с высоты 4-5 метров, а одна из гусениц экскаватора при этом находилась на насыпной «подушке». Было сложно работать, но мастерство машинистов роторных экскаваторов, которые почти все имели среднетехническое и высшее техническое образование, обеспечивали не только безопасную работу при этой технологической схеме, но и достигали производительности более 3-х млн.тонн в год на экскаватор.

Чтобы подтвердить мастерство горняков достаточно сказать, что уже в 1971 году при проектной мощности 5 млн.тонн на разрезе «Богатырь» было добыто 6,1 млн.тонн, освоение мощности составило 122%.

 

1971 г. Перегон с монтажной площадки двух экскаваторов SRs(К)-470

в разрез «Богатырь» на ввод 2-ой очереди строительства мощностью 5 млн.тонн

 

В 1972-м и в 1973 годах были введены в эксплуатацию два роторных экскаватора SRs(К)-2000 производительностью 4500 т/час и высотой черпания 28 метров, созданных на заводе Лаухаммерверк (ГДР) в содружестве с советскими учеными института «УкрНииПроект».

 

1972 г. Первый роторный экскаватор SRs(К)-2000 спускается в разрез «Богатырь»

 

Это событие для дальнейшего развития угледобычи в Экибастузском бассейне было признано эпохальным.

На торжества по вводу в эксплуатацию первого роторного экскаватора SRs(К)-2000 в начале июня 1972 года в Экибастуз приехала немецкая делегация во главе с Министром угольной промышленности ГДР Клаусом Зибольдом, которую сопровождали Министр угольной промышленности СССР Борис Федорович Братченко и первый секретарь Павлодарского обкома партии Иван Михайлович Буров, в течение двух дней участников знакомил с разрезами начальник комбината «Экибастузуголь» Георгий Степанович Гридин, кстати, одногодок с Борисом Федоровичем.

1972 г. Ввод в эксплуатацию первого роторного экскаватора SRs(К)-2000

производительностью 4500 тонн/час, производства фирмы TAKRAF, ГДР.

На первом плане: С.П. Куржей – директор разреза «Богатырь», Б.Ф. Братченко – Министр угольной промышленности СССР, Клаус Зибольд – Министр угольной промышленности ГДР

 

1 июня 1972 г. Разрез «Богатырь». Митинг советско-германской дружбы в связи с передачей в опытно-промышленную эксплуатацию первого роторного экскаватора SRs(К)-2000. Немецкую делегацию во главе с Министром угольной промышленности ГДР Клаусом Зибольдом (третий справа) сопровождал Министр угольной промышленности СССР Б.Ф. Братченко (четвертый справа)

 

Наряду с роторными экскаваторами SRs(К)-2000 на разрезе «Богатырь» работали два роторных комплекса ЭРШРД-5000 производительностью 5000 тонн в час, созданных на Ново-Краматорском машиностроительном заводе (НКМЗ) и два роторных экскаватора ЭРП-2500 производительностью 3600 тонн в час, изготовленных на Ждановском заводе тяжелого машиностроения.

 

Роторный добычной комплекс ЭРШРД-5000 с самоходным погрузочным устройством

(СПУ-5000), созданным для загрузки ж.д. вагонов на 2 забойных ж.д. пути

 

Таким образом, разрез «Богатырь» стал крупномасштабным испытательным полигоном сверхмощных и мощных роторных экскаваторов при отработке угольно-породных пластов повышенной крепости.

По результатам многолетних испытаний оптимальным образцом и по техническим, и по экономическим показателям был признан SRs(К)-2000. В 1981-1983 г.г. на разрезе «Богатырь» введены в эксплуатацию еще четыре роторных экскаватора SRs(К)-2000М взамен ЭРП-2500 и ЭРП-1250.

Введенный в эксплуатацию в 1985-1988 г.г. разрез «Восточный» также укомплектован экскаваторами SRs(К)-2000М.

В настоящее время на разрезах Экибастуза находятся в эксплуатации 12 роторных экскаваторов, с помощью которых отгружается весь уголь из разрезов «Северный», «Богатырь» и «Восточный» - порядка 60 млн.тонн в год.

Продолжают трудиться в ТОО «Богатырь Комир» и первенец SRs(К)-2000, которому в этом году исполнилось 40 лет – это ли не показатель долголетия при нормативном сроке 25 лет!!

С внедрением роторных экскаваторов с повышенным усилием резания в Экибастузском угольном бассейне решена судьбоносная проблема, проблема куска, который по техническим требованиям энергетиков не должен быть более 300 мм.

Параллельно с решением основной проблемы по внедрению роторных экскаваторов разрезы Экибастуза интенсивно оснащались ковшовыми экскаваторами – мехлопатами с ковшами 8-12 м3, экскаваторами-драглайнами с ковшами 10-13 м3, мощными электровозами постоянного и переменного тока сцепным весом 360 тонн, большегрузными думпкарами грузоподъемностью 105 м3, высокопроизводительными буровыми станками.

Все процессы на вывозке угля и вскрыши механизированы, а управление движением поездов автоматизировано, подготовительные и вспомогательные работы также почти полностью механизированы.

К развитию угледобычи в Экибастузе Борис Федорович всегда относился с особым пристрастием и вполне закономерно к принятию в марте 1977 года Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса (ЭТЭК) и строительстве линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 киловольт Экибастуз-Центр» имел непосредственное отношение.

Это Постановление предопределило еще более интенсивное развитие не только Экибастузского каменноугольного бассейна, но и освоение Майкубенского буроугольного бассейна.

За период 1965-1985г.г., когда во главе угольной промышленности СССР был Борис Федорович, в Экибастузе добыто 936,8 млн.тонн угля, добыча угля в 1985 году составила 80,4 млн.тонн ее уровень к 1965 году возрос в 5,6 раза!

За период 1965-1985 годов в Экибастузе было введено 73,5 млн.тонн мощностей, на 01.01.1986 года производственная мощность экибастузских разрезов составила 84 млн.тонн, рост к 01.01.1965 г. в 8 раз.

В целом в СССР добыча угля в 1965 году составляла 578 млн.тонн, в 1985 году – 726 млн.тонн, или на 148 млн.тонн больше, соответственно по Экибастузу на 66,1 млн.тонн больше.

Эти показатели свидетельствуют о том, что в своей деятельности Борис Федорович целенаправленно проводил политику постоянного повышения эффективности работы угольной промышленности путем ликвидации нерентабельных, маломощных шахт и разрезов, отдавая предпочтение строительству и реконструкции высокомеханизированных шахт и разрезов, доля добычи угля открытым способом возросла с 24% в 1965 году до 42% в 1985 году, т.е. в 1,8 раза.

В проектах строительства и реконструкции шахт и разрезов по требованию Министра глубоко прорабатывались социальные условия жизни шахтеров и горняков, которые должны соответствовать их тяжелому труду и по этим проектам строились не только отдельные объекты, но и целые города: ярким примером тому город Экибастуз в знойной степи Казахстана и город Нерюнгри за полярным кругом в зоне вечной мерзлоты.

 

Город Нерюнгри

 

Город Экибастуз

 

В 1985 году Борис Федорович ушел с поста Министра, но не ушел из любимой угольной промышленности, он посвятил себя общественной работе: принимал активное участие в создании Академии горных наук, был избран ее почетным президентом, занимался разработкой «Закона об угле», возглавлял Совет ветеранов войны и труда «Шахтер».

С 1992-го года работал первым заместителем главного редактора отраслевого журнала «Уголь».

11 октября 2002 года в Москве в киноконцертном зале гостиничного комплекса «Президент-Отель» состоялось чествование Бориса Федоровича, посвященное его 90-летнему Юбилею с приглашением горной общественности из разных уголков бывшего Советского Союза и дальнего зарубежья.

11 октября 2002 г. В Москве в киноконцертном зале гостиничного комплекса «Президент-Отель» состоялось чествование юбиляра с приглашением горной общественности из разных уголков страны и зарубежья. 90-летний юбиляр с семьей

 

В последнем своем интервью в августе 2004-го года Борис Федорович сказал: «Я считаю себя счастливым человеком, ведь всю свою жизнь занимался тем, что приносило мне глубокое удовлетворение».

Прошло 27 лет, как Борис Федорович ушел с поста Министра угольной промышленности СССР, перестало существовать государство СССР, но на радость экибастузцев продолжают полноценно работать угольные разрезы Экибастузского каменноугольного бассейна, продолжает жить прекрасный город Экибастуз, в создание и развитие всего этого нынешнего достояния много сил и энергии вложил Борис Федорович Братченко.

 


Советник генерального директора

ТОО «Богатырь Комир»

Д.П. Мелехов

К списку публикаций