Пресс-Центр / Публикации

БЫТЬ ХОРОШИМ ВОДИТЕЛЕМ - ПРЕСТИЖНО

03.07.2012

55 лет, большегрузные 2012

                                  

            На разрезе «Богатырь» Казахстанско-Российского предприятия «Богатырь Комир» прошел традиционный конкурс «Лучший по профессии» среди водителей большегрузной техники, который они на этот раз посвятили 55-летнему юбилею родного города и  приближающемуся празднику – Дню шахтера. Как всегда, на «ринг» вышли самые сильные, уверенные в себе и  поставившие перед собой цель – обязательно победить.

            Компания «Богатырь Комир» успешно реализует проект по переходу на циклично-поточную технологию, которая предполагает полную замену на угольном комплексе железнодорожного транспорта на автомобильный. В связи с этим, на предприятии уже сегодня приобретено и запущено в работу 27 большегрузных автосамосвала нескольких модификаций. В частности, хорошо зарекомендовали себя тяжеловозы таких известных фирм, как «БелАЗ», «Caterpillar», «Komatsu» с объемом кузова от 90 до 130 тонн. К тому времени, когда разрез полностью перейдет на циклично-поточную технологию, их количество увеличится.

Руководство компании уже сегодня думает о подготовке высококвалифицированных водительских кадров для обслуживания этой техники. Специалистов обучают на базе собственного учебно-курсового комбината. Немаловажно, что популяризация очень востребованной профессии осуществляется и таким методом, как проведение профессиональных конкурсов среди водителей большегрузных автосамосвалов. Нынешний конкурс – тому подтверждение.

Управлять большегрузными автосамосвалами – настоящее искусство. Не каждому дано «приручить» технику, габариты которой приводят в изумление даже видавших виды водителей. Представьте себе: рядом с таким тяжеловозом самый высокорослый человек выглядит почти лилипутом.  Но это еще не все. Кабина автомобиля снабжена современным компьютерным оборудованием,  и быть с ним на «ты» - тоже не всем по плечу.

Никто не сомневается, что любой водитель обязан знать назубок правила вождения машины, но тот, кто сел за руль, к примеру, 130-тонного «БелАЗа» или 90-тонного  «Komatsu», должен еще к тому же обладать обостренной интуицией, быстрой реакцией и высоким чувством ответственности. Ведь ему на разрезе «Богатырь» приходится работать в условиях повышенной опасности, когда, скажем, чтобы подъехать под погрузку к экскаватору, ему нужно мгновенно оценить ситуацию, просчитать в голове траекторию движения, чтобы кузов оказался прямо под ковшом. При этом не повредить технику.

            Чтобы проверить эти качества, организаторы конкурса разработали задание, состоящее всего из четырех  упражнений, но которые однозначно позволяют определить  профессиональные навыки водителей. В преамбуле к условиям состязаний так и сказано: «Эти соревнования для водителей самосвалов предназначены для определения их умения управлять машиной, объезжать просыпания груза на дороге и в местах погрузки или разгрузки угля». Ну, и, как всегда, главным условием при выполнении конкурсного задания являлось соблюдение правил безопасности и охраны труда.

Перед началом состязаний, секретарь конкурсной комиссии - ведущий инженер по охране труда и технике безопасности управления технологического транспорта Ирина Филатова ознакомила всех участников с заданием конкурса и схемой движения на ограниченной по размерам территории. Здесь, кажется, всем все понятно. Но как не забыть в спешке, когда нервы на пределе, не сорваться с места без разрешающего сигнала флажка, включить  на каждой позиции фары и сигналы поворота, подать звуковой сигнал и поставить машину на ручной тормоз? Сказанное - не мелочи, ведь именно от соблюдения всех этих требований в реальной обстановке зависит успешная работа каждого водителя.

Поинтересовался у них: насколько сложным будет этот конкурс? Получил почти единогласный ответ, что нового для них здесь почти нет, но борьба покажет, кто на что способен. Обратил внимание на то, что возраст у конкурсантов разный, кто-то среди них – постарше, кто-то помоложе. Значит, и опыт у них разный. На что главный инженер управления технологического транспорта Максим Солоха ответил:

-Возраст в данном случае не главное, как показывает практика – не обязательно иметь большой стаж, чтобы хорошо управлять машиной. Важно, чтобы у человека было призвание. Эти соревнования помогут нам выявить талантливых водителей.

Что ж, посмотрим.

            Первыми включились в борьбу водители-«белазисты». На сегодняшний  день на разрезе «Богатырь» это самая крупногабаритная  автотехника. В кузов одного такого большегрузного самосвала можно загрузить  столько угля, сколько его вмещается в два железнодорожных вагона. Пока участник конкурса водитель «БелАЗа» Владимир Василишин, уже в четвертый раз принимающий участие в соревнованиях, готовился к старту, успел задать ему один вопрос: как он оценивает технические характеристики машины, на которой работает уже несколько лет?

-До того, как пересесть на «БелАЗ», я работал на «Komatsu», сам ощутил все ее преимущества – она очень надежная, высокопроизводительная, но интересно то, что по некоторым параметрам  уступает «БелАЗу». Несмотря на то, что у него огромные габариты, он, тем не менее, мягче в управлении.

Итак, дана отмашка зеленым флажком, включен секундомер. Первым на исходную позицию выходит водитель Николай Федоренко. В конкурсе принимает участие впервые, хотя имеет солидный трудовой стаж: «…тридцать шесть лет за рулем». Как он рассказал, на тяжелых машинах работает с двухтысячного года, однако на этот раз, видя азарт молодых, и сам не смог усидеть и решил посостязаться с ними. Докажет ли им, что есть еще порох в пороховницах?

Было интересно наблюдать со стороны, как эта, огромная и, казалось бы, неуклюжая машина под управлением настоящего профессионала Николая Федоренко выполняет на крохотном пятачке сложные конкурсные задания. Ситуация, схожая с той, в которой водителю приходится трудиться каждый день. По тому, как члены комиссии делают пометки в своих документах, можно заметить, что у него все получается гладко. Наверное, все-таки сказывается солидный водительский опыт.

            Несколько минут пролетели быстро. И вот Николай Федоренко по специальной лестнице спускается на землю. По выражению лица нельзя понять, доволен или нет он своим выступлением?  «Поживем, увидим» - коротко ответил Николай на наши вопросы.

            Все время, пока тяжеловоз-«БелАЗ» под управлением Николая Федоренко выполнял конкурсное задание, за ним внимательно наблюдал его коллега Мурат Абдин. У Мурата интересная биография. Он с молодых лет трудится на автомобилях марки «БелАЗ». Знает эту технику не понаслышке. Сначала работал на 30-тоннике, потом – на сорока, затем – на 45-тоннике, и вот теперь «оседлал» большегрузный,  130-тонный. Говорит, что именно сейчас особенно остро чувствует ответственность за то дело, которому посвятил всю свою жизнь.

            Когда водители «БелАЗа» поставили свою машину на прикол, в соревнование включились «катерпилларовцы». Один из них – водитель с многолетним трудовым стажем Валерий Гребнев. Он, как и Николай Федоренко, тоже не новичок в подобных состязаниях. Несколько минут назад Валерий делился своими размышлениями по поводу участия в конкурсе.

            -За руль автосамосвала я впервые сел в 2009 году, тогда же участвовал в соревновании «Лучший по профессии» и завоевал первое место. Чтобы не засидеться на достигнутом результате, решил закрепить прежний успех.

Его коллега Александр Чежегов семь лет трудится на автосамосвале «Caterpillar», хотя общий водительский стаж составляет 38 лет. Все эти годы он трудится без аварий и происшествий. Не раз за хорошую работу поощрялся руководством предприятия,         имеет знак «Трудовая Слава» третьей степени. В профессиональном конкурсе уже принимал участие. В 2005 году занял второе место, теперь рассчитывает на больший успех.

Затем  в конкурсные состязания включились водители большегрузных «Komatsu». Об одном из номинантов – Юрии Пенькове я хочу рассказать особо,
и вот почему. С Юрием мы познакомились несколько лет тому назад. Это было на участке добычных работ № 1 разреза «Богатырь». Тогда работа молодого водителя на меня произвела впечатление. В своей зарисовке о нем я написал: «Круглые сутки из забоя, где стоит одноковшовый экскаватор ЭКГ-12,5, нескончаемой вереницей снуют туда и обратно пять большегрузных автосамосвалов «Komatsu». Одна ходка – почти сто тонн угля. Расстояние маршрута не такое уж длинное, поэтому за смену водители «иномарок» успевают сделать по двадцать-тридцать рейсов. Работа, что ни говори, напряженная.

-Я, между прочим, этого не ощущаю, -  искренне признался Юрий, - машина классная! Несмотря на свои гигантские размеры она очень легкая в управлении. Почти все операции компьютеризированы, но я освоил все премудрости управления быстро и легко».

Юрию тогда был всего двадцать один год. В автобазу компании «Богатырь Комир», пришел после окончания школы-лицея № 6. Учился хорошо, но в институт поступать не стал, а пошел работать. Начинал на бортовом УАЗике, потом на топливозаправщике, а когда объявили о наборе водителей на японские «Komatsu»,  пошел на курсы в учебно-курсовой комбинат.

-Машина для меня – второй дом, работать на ней одно удовольствие, - добавил к сказанному Юрий, - и я рад, что мне доверили управлять этим замечательным автосамосвалом.

Сегодня Юрий Пеньков – не тот новичок, что был несколько лет назад. Он –  многократный победитель профессиональных конкурсов, является бригадиром.

Обойдет ли своих соперников и на этот раз? Посмотрим. Юрию, так совпало, пришлось завершать конкурсное задание. И теперь к нему самое пристальное внимание. Переживают его коллеги – Максут Карибаев и Сергей Литвин, только что проехавшие свой маршрут. И вот протяжным сигналом Юрий Пеньков известил о том, что закончил выполнять упражнения. По лицу было заметно, что доволен.

…Конкурсная комиссия направилась в отдельное помещение для подведения итогов состязания.

И вот наступил момент оглашения результатов. К участникам конкурса со словами благодарности и поздравления с 55-летним  юбилеем Экибастуза и наступающим праздником – Днем шахтера, обратились заместитель председателя конкурсной комиссии - главный инженер управления технологического транспорта Максим Солоха,  главный технический руководитель по охране труда компании «Богатырь Комир» Игорь Попович, начальник цеха технологического транспорта Асхат Ермеков. Они пожелали всем  успехов в дальнейшей работе.

Друзья и коллеги тепло поздравили Николая Федоренко с заслуженной победой. Для него, как говорится, первый блин оказался не комом.  Лучшим вновь стал и Валерий Гребнев, который во второй раз подтвердил это высокое звание. Самых высоких похвал заслужил и молодой водитель Юрий Пеньков,  в очередной раз занявший первое место. Им повязали памятные голубые ленты с надписью «Лучший по профессии»,  вручили Почетные дипломы, букеты цветов,  конверты с денежным вознаграждением и памятные подарки.

 Вторые и третьи места в своих номинациях заняли: Владимир Василишин, Мурат Абдин, Александр Чежегов, Кайрат Темиржанов, Сергей Литвин и Максут Карибаев.  Всем им также вручили Почетные дипломы и конверты с денежной премией. Не остались без поощрений и другие участники конкурса. По традиции им вручили утешительные призы.

Конкурс прошел интересно и динамично. Соревнования вновь подтвердили высокий профессиональный уровень водителей большегрузных автосамосвалов компании «Богатырь Комир». В течение ближайших месяцев на предприятие поступят еще два карьерных самосвала «Caterpillar» грузоподъемностью 150 тонн. Значит, кто-то из сегодняшних победителей обязательно займет место водителя на этих машинах.

К списку публикаций