Пресс-Центр / Публикации

МЫ – ОДНА КОМАНДА

26.08.2011

Газета «Вести Экибастуза» от 25 августа 2011 года, №34.
С  Днем шахтера!

МЫ – ОДНА КОМАНДА


В преддверии Дня шахтера в компании «Богатырь Комир» завершилась серия конкурсов профессионального мастерства. В этот день за право стать «Лучшим по профессии» соревновались машинисты роторного экскаватора. Конкурс проходил в одном из угольных забоев разреза «Северный» на стареньком, которому уже под сорок лет, роторном экскаваторе СРс(К)-2000 №1106. Организаторы выбрали его потому, что на нем могли работать все участники.
Состязания начались ближе к одиннадцати утра. Начальник участка добычных работ №2  Сергей Дровалев сразу же заявил, что проблем с подачей порожних составов сегодня не будет. Это он к тому, что в прошлом году как раз в этом вопросе были проблемы. И в подтверждение его слов, когда команды еще не были готовы начать борьбу, под экскаватор подали состав из семнадцати пустых вагонов. Хотели, было, начать погрузку с этого состава, но не стали спешить, зато успели решить все оргвопросы. 
Пока шла обычная погрузка, в комнате отдыха «ноль шестого» уже приступили к испытаниям машинисты-электрики. Экзаменующиеся были немного обескуражены тем, что им придется отвечать на вопросы устно, а не так, как в предыдущие годы – методом тестирования. Составитель вопросов, а их было пять, заместитель  главного инженера по охране труда разреза «Богатырь» Владимир Овсянников на этот раз решил проверить истинные знания машинистов-электриков. При тестировании чаще всего срабатывает интуиция, и человек, обладающей ею, но не знающий глубоко тему, может стать победителем. Как потом скажут сами конкурсанты, сегодня было гораздо труднее. В обычные дни, когда все приходится выполнять, как говорится, «на автомате» – руки делают привычную работу автоматически, то сейчас им предстояло отвечать «своими словами». А это оказалось не всем под силу. Однако и среди команды машинистов-электриков нашлись те, у кого все «отскакивало от зубов». 
Тем временем члены конкурсной комиссии, подсчитав баллы, вынесли вердикт. Первое место они присудили машинисту-электрику Олегу Гапченко, второе отдали его коллеге  Игорю Аверьянову, третье – Владимиру Мурзину.  Кстати, Владимир стал участником конкурса буквально в последний момент, когда его товарищ по работе не смог принять участие в соревнованиях. Выходит, не зря согласился. Третье место – тоже на пьедестале почета.
…По рации прозвучала информация, что под погрузку заходит очередной порожний состав. Машинисты ротора и погрузки занимают свои рабочие места. Я последовал в кабину ротора, ведь именно отсюда берет начало угольный поток. Первым испытать свои силы и мастерство выпало по жребию прошлогоднему  участнику Канлыбаю Умбеталиеву. Канлыбай Толетаевич возглавляет бригаду роторного экскаватора. СРс(К)-2000 №1146, который в прошлом году прошел полную модернизацию. На этой машине практически вся система управления заменена на новую, усовершенствованную. Он уже привык работать на «своем» экскаваторе, и поэтому сейчас, усаживаясь в кресло машиниста ротора  экскаватора-ветерана, испытал некоторые неудобства. Так что без подсказок поставленного в качестве инструктора бригадира «ноль шестого» Николая Заголовцева, ему было не обойтись. Освоившись, Канлыбай нажал необходимые кнопки, и вскоре роторное колесо пришло в движение, зачерпнув в ковши первые тонны черной угольной массы. Прошло шесть минут, и прозвучал звуковой сигнал – первые пять вагонов загружены! 
Затем его сменил машинист Андрей Пешков. Пока Канлыбай все еще под впечатлением от проделанной работы, задаю ему вопрос: зачем ему, человеку высокого авторитета, ветерану предприятия, нужен этот конкурс, а вдруг проиграет?
Он ответил, что, несмотря на то, что сейчас находится в трудовом отпуске, не смог усидеть дома, решил поддержать товарищей. И потом, добавил он, если ты лучший, значит, это нужно постоянно подтверждать.
Но вот и Андрей завершил свою работу. Удивительно, он показал точно такое же время, как и Канлыбай Толетаевич.
Один машинист сменяет другого. Теперь за рычагами управления роторным колесом машинист Юрий Царев. И хотя он, так же как и все его коллеги, считается мастером погрузки, волнуется. У него на это есть повод, ведь в членах жюри – его жена инженер производственной службы Алла Турсуновна. Нельзя подкачать. И он свою часть работы выполнил безукоризненно. Даже, можно сказать, перевыполнил. «Секунданты» упустили из виду, что Юрий грузит не пять, как все, а семь оставшихся вагонов. Ошибку быстро исправили. Разделили его время на количество вагонов и вывели среднюю цифру. Она оказалась даже ниже, чем у первых двух машинистов.  Около пяти минут. Но хлопать в ладоши еще рано.
Очередной конкурсант – тоже ветеран, Почетный работник угольной промышленности,  обладатель звания «Лучший работник компании «Богатырь Комир»  Оразалы Саубенов. Его трудовой стаж в угольной промышленности – 31 год, 25 из них он проработал именно на этом экскаваторе, знает его как свои пять пальцев. Зайдя в кабину машиниста ротора, Оразалы со вздохом произнес: «Лет шесть-семь я здесь не был, что-то потянуло на ностальгию». 
А как же там, на другом конце экскаватора, где идет загрузка вагонов углем? К сожалению, я не смог понаблюдать за работой тех, кто уже выполнил практическое задание. Это машинисты погрузки Константин Князев и Сергей Каливин.
Отправляюсь туда. Здесь уже свою программу «отработали» эти машинисты и сейчас место за рычагами управления занял Юрий Толпекин. Когда все системы экскаватора заработали синхронно и в вагон хлынул уголь, Юрий неожиданно сделал «отбой» и встал с кресла со словами: «Все, я снимаю себя с конкурса». Те, кто находился  в кабине, сразу не поняли причину, по которой Толпекин не захотел продолжать свое участие в соревнованиях. Оказалось, что Юрий не совладал с нервами, здесь специфика погрузки немного другая, чем та, на штабеле, где он трудится. Чтобы не срывать процесс погрузки, на место Толпекина сел ожидавший своей очереди Павел Наконечный. У него – хорошее настроение. Первые пять вагонов, которые должен был загрузить Юрий, он «отработал» в паре с Оразалы Саубеновм. А потом, когда его сменил Валерий Шишин, продолжил с ним. Включив громкую связь, он в шутку произнес: «Погнали, Валера, порвем сейчас всех!». 
И вновь потоком «полился» в вагон уголь. Смотреть на Павла – одно удовольствие. Все у него идет как по маслу. Он загружает вагоны без просыпей на рельсы, ровно укладывая в вагон слой за слоем, черный угольный поток. Павел – потомственный горняк. Вся его семья, начиная с деда Ивана Людвиговича, отца Анатолия Ивановича, матери Антонины Николаевны, и кончая младшим  братом Виталием – горняки. Большая династия. Так что, было, у кого научиться любить эту профессию.
Но, тем не менее, даже если машинист загружает вагон качественно и быстро, это не значит, что его ждет победа. Организаторы конкурса усложнили задачу горнякам – отключили электронные весы, чтобы проверить еще и их глазомер, и умение на уровне интуиции определять визуально вес загружаемого угля. Интрига заключается в том, что вес никто это не может определить на месте, это производится наверху, на углесборочной станции.
Соревнование завершила пара – Вадим Кочерга-Владимир Агибалов. И хотя оба – замечательные специалисты, все же ставку на них практически никто не делал. Между тем, Владимир не в первый раз принимает участие в подобном конкурсе. Например, в 2009 году он уже становился призером, завоевав второе место. За добросовестную и производительную работу награжден знаками  «Шахтерская слава» третьей и второй степеней.  У Вадима звания и награды еще впереди. Может, сегодня ему улыбнется удача? 
После окончания конкурса все его участники спустились в забой. Здесь их с наступающим праздником – Днем шахтера, поздравили председатель профкома  «Богатырь Комир» Александр Шмеер, начальник отдела кадров компании Евгений Иваньков, другие члены комиссии. Пожелали им успехов в дальнейшей работе. 
Но результатов конкурса  машинисты экскаватора в этот день так и не узнали. По его условиям вагоны, загруженные ими, должны пройти взвешивание. И только тогда, когда будут определены все параметры погрузки, станут известны результаты.
Здесь все как в лотерее. Нельзя однозначно говорить о победителе, не увидев итоговых результатов. Делал ставку на одного – выиграл другой. Так случилось и здесь. Буквально до последней минуты перед сдачей номера газеты в печать мы не знали лидеров. И все же дождались. Вот они. Места среди машинистов ротора распределились так: 
первое место среди машинистов ротора завоевал Оразалы Саубенов, второе – Юрий Царев, третье – Владимир Агибалов.
первое место среди машинистов погрузки занял Вадим Кочерга, второе – Павел Наконечный, третье – Сергей Каливин.
Поздравляем «Лучших по профессии» с победой!

К списку публикаций