Пресс-Центр / Публикации

НЕПОМНЯЩАЯ ВСЁ ПОМНИТ

11.03.2012

Есть много профессий – хороших и разных. Бухгалтер, портной, учитель, врач, железнодорожник, летчик…Они на слуху у каждого из нас. Но вот о такой, как  вызывальщик локомотивных бригад, уверен, мало кто слышал. Даже  всезнающий компьютер и тот выдает, что нет в русском языке такого слова, не говоря уже о профессии. Оказывается, есть. В семитысячном коллективе компании «Богатырь Комир» трудятся пять вызывальщиков локомотивных бригад. И все – женщины.

С Валентиной Федоровной мы познакомились в шутливой атмосфере. Меня в ее кабинет привел заместитель начальника депо подвижного состава «Ударная» Александр Назаренко, и буквально с порога представил: «Вот это и есть наш вызывальщик локомотивных бригад Валентина Федоровна. Все машинисты считают ее своей второй мамой. Она знает о каждом из них практически все, и помнит многие подробности: какой характер, когда был в отпуске, когда просил поменять смену, когда день рождения… Короче, она знает о них все, иной раз даже больше, чем их жены…».

И тут я вклинился и пошутил: «А как быть с фамилией - Непомнящая? Не соответствует…».

Мы весело посмеялись. Это создало хорошую атмосферу, и Валентина Федоровна с готовностью рассказала о своей работе, житье-бытье, о людях, с кем трудится много лет. Но вначале я попросил ее пояснить, почему так называется ее профессия.

- Я сюда пришла тридцать два года назад, - начала свой рассказ Валентина Федоровна, - в то время практически ни у кого не было даже обычных телефонов, не говоря уже о сотовых. И чтобы вызвать дополнительную бригаду машинистов, потому что план отгрузки угля увеличился, мы  садились в дежурный автобус  и ехали по различным адресам. Я знала город как свои пять пальцев. И не только это. Я знала даже, где, в каком состоянии и кого можно было найти в этот момент…

Валентина Федоровна весело смеется и переходит к сегодняшнему дню.

-Сейчас проще, легче стало работать. «Сотка» помогает. Сказали – в ночь должны быть задействованы 22 бригады,  а по основному графику запланирован выход 19 экипажей, и ты начинаешь подзывать на работу еще шесть - восемь человек. Хватаешься за трубку:  в одно ухо телефон, в другое ухо телефон – и пошел обзванивать каждого…

Конечно, рассказывать об этом легко. На самом деле, эти минуты для Валентины Федоровны самые напряженные. Ведь у каждого человека семья, своя жизнь, свои планы, свои дела… И тут вызывальщику Непомнящей приходится применять все свои недюжинные дипломатические способности, чтобы суметь убедить того же Иванова, Петрова или Сидорова выйти на смену вне графика. При этом необходимо также соблюсти и баланс их выходов на работу. Ведь можно одному в месяц десять смен прибавить, а другого вообще оставить  без приработка. Это может создать некоторую нервозность в коллективе.

-Вот и приходится лавировать в таких ситуациях: сидишь с табелем, книгой нарядов, и морокуешь, как бы кого-то не обидеть, не пропустить чего-то, - глубоко вздыхает Валентина Федоровна, и показывает мне несколько листов бумаги с графиками выходов машинистов, испещренных ее пометками. Честное слово, непосвященный в тонкости ее работы человек, никогда не сможет разобраться в этих записях. А для нее они – своеобразный путеводитель.

-Нынешней зимой, в самые напряженные дни, когда компания отгружала в сутки по 33 маршрута с углем, на смену выходило до 24 локомотивных бригад, - продолжает пояснять Валентина Федоровна, - представляете, сколько машинистов приходилось подзывать на работу? Но и это не предел. В застойные времена, например, (здесь Валентина Федоровна сделала многозначительную паузу, наверное, чтобы я обратил внимание на слово «застойные», и хитро улыбнулась) на смену выходило до 26 бригад. Вот тогда приходилось крутиться…

Раньше этой работой занимались пять  человек. Два, как говорит Валентина Федоровна, «сидели» на книге нарядов, три занимались начислением заработной платы с учетом премиальных, ночных, сверхурочных… Сегодня весь этот объем работы лежит на плечах всего двух женщин.

Эх, жалко, что, человек, который сейчас читает эти строки, не слышит интонацию, с которой говорит Непомнящая. А она очень выразительная.

-Голова вот такая, - Валентина Федоровна делает энергичный жест и возносит руки к голове, показывая, насколько она  становится большой. – Тот же сварщик, к примеру, закончил свою работу, ушел домой – и забыл обо всем до завтрашнего дня. А тут… Даже ночью не можешь отключиться: то считаешь, то с кем-то мысленно ругаешься, убеждаешь…

Да, сегодня в помощь людям пришли компьютеры. Но даже они не в состоянии полностью упростить работу вызывальщика. Многое приходится выполнять вручную. Но Валентина Федоровна уверена, что недалек тот день, когда будут разработаны специальные программы и вот они-то и избавят ее и ее коллег от ненужной головной боли.

А делать это нужно. Ведь мало кто спешит освоить эту необычную по названию, но довольно сложную по сути профессию. За те три с лишним десятка лет, которые Непомнящая отдала этой работе, через ее руки прошло столько людей, что она и сосчитать не берется. Только-только человек вникнет в дело, освоит тонкости, как вдруг заявляет, что не хочет больше «сушить себе мозги». И уходит. А Валентина Федоровна остается. Потому что лучше нее эту работу не знает никто. Вот уже года два рядом с ней трудится Светлана Маковка. Непомнящая надеется, что напарница станет хорошим специалистом.

-Валентину Федоровну можно смело наградить медалью имени Макаренко, если такая существует, - говорит Александр Назаренко, - она замечательный наставник, хороший психолог, и не ее вина, что здесь люди не задерживаются. Я думаю, что кто бы с ней не работал, приобретают такие замечательные качества, как отзывчивость, умение откликнуться на чужую боль, чувство оптимизма, умение радоваться жизни. К ней идут за советом буквально все, и ни от кого она не отмахивается. Не зря все ее зовут наша мама Чоли, как героиню мексиканского сериала «Богатые тоже плачут».

Валентина Федоровна, на самом деле, обладает какой-то притягивающей к себе силой и экстрасенсорными способностями. Рассказывают: как-то раз у одного из машинистов заболела спина. Хоть иди в больницу. На что Валентина Федоровна ответила: «Еще чего, а кто работать будет? Давай, подставляй спину, вылечу!». Машинист покорно повернулся, и Валентина Федоровна начала проводить руками какие-то манипуляции. И что вы думаете? Помогло. Потом другому «заговорила» давно не заживавшую болячку. Так и пошло с тех пор. Теперь при малейшем недомогании здоровенные мужики бегут к ней за помощью.

По поводу своих способностей она отшучивается, что, мол, это не серьезно. Но тут же спешит опровергнуть свои слова. У нее такое совпадение: она родилась в 56-ом году. В нынешнем феврале ей исполнилось 56 лет. Заявляет, что не у каждого такое случается. Как же, возразил я: вот и у меня такое совпадение было. На что Валентина Федоровна возразила: «А как насчет тех, кто родился, скажем, в 1995 году?». И вправду. Кто из нас доживет до такого преклонного возраста? У нее даже номер домашнего телефона тоже «слегка мистический», имеет зеркальное отображение: 51-15. Наверное, и это не случайно.

Она по натуре активистка. Не может сидеть без дела. В молодости занималась спортом, любила туристические походы.

В наши края приехала по комсомольской путевке из Молдавии. Видно, там, в этих благодатных краях, она напиталась крепкой жизненной энергией, и сегодня щедро делится ею с окружающими людьми. Трудилась на строительстве Ермаковской ГРЭС. Там же вышла замуж. Потом молодожены Непомнящие перебрались в Экибастуз, и вот уже более трех десятков лет живут здесь.

…Мне интересно было общаться с Валентиной Федоровной. Человек она легкий и незаурядный. Но нашу беседу прервал телефонный звонок. Взяв трубку, она тут же спросила: «Что, табелёчки пошли?».

Был конец месяца, и ей необходимо за оставшийся до конца рабочего дня час-другой произвести сверку всех данных, отраженных в табеле учета рабочего времени машинистов локомотивных бригад. Чтобы не было ошибок, чтобы, как она говорит, «дебет с кредитом сошелся». И она с головой окунулась в эту работу.

К списку публикаций