Пресс-Центр / Публикации

РОТОРНОЕ КОЛЕСО ВИКТОРА БЕДНИКА

26.08.2011

Газета «Вести Экибастуза» от 25 августа 2011 года, №34.

С Днем шахтера!


РОТОРНОЕ КОЛЕСО ВИКТОРА БЕДНИКА


 Как-то, случайно оказавшись на городском железнодорожном вокзале, он увидел детвору, играющую на площадке, где установлен ковш экскаватора. Некоторое время наблюдал за ребятами, а потом подошел к ним. Спросил, знают ли они, как называется этот памятник и в честь кого установлен? Дети только пожали плечами. 
Тогда  он рассказал подросткам историю  этого ковша - памятника первостроителям Экибастузского угольного бассейна. Он был установлен в честь человека, который в далеком 1954 году загрузил этим ковшом первые тонны угля в железнодорожные вагоны. Его имя  - Николай Колотев. 
Поговорив еще немного с детворой, пожилой человек отправился по своим делам. Ребятам было невдомек спросить, а кто же сам – этот человек? 
Этот человек - ветеран угольной промышленности, известный горняк, который отдал многие годы своей жизни работе на угольных разрезах города, Виктор Яковлевич Бедник. Ему сегодня 83-й год.
Виктор Яковлевич Бедник – сын кузнеца. Когда-то, давно, в годы Столыписких реформ, многие русские, украинцы, люди других национальностей в поисках лучшей жизни отправились на восток осваивать вольные земли. В числе переселенцев был и Яков Бедник. Несколько семей обосновались в Казахстане, создав возле Акмолинска небольшое поселение. Назвали его Перекатное. Здесь предприимчивый кузнец сумел собрать необходимую сельскохозяйственную технику и создал свое хозяйство. У переселенца Бедника были золотые руки, все у него ладилось. Но с приходом в эти края Советской власти все изменилось. Его назвали кулаком и раскулачили. Сослали сначала в Воркуту, где он отбывал срок в течение пяти лет, а затем перевели в Караганду.
-Где бы отец ни работал, он всегда пользовался авторитетом у людей, - рассказывает об отце Виктор Яковлевич, - например, в Караганде, ему, простому слесарю, предложили создать оборудование для кирпичного завода в поселке Компанейск. И он задание выполнил. Изготовил глиномешалки, прессы для формовки кирпича, оборудование для печей. Такой же кирпичный завод он построил и в поселке Федоровка, здесь он вырос в должности до  механика.
Мастеровитость отца передалась сыну. Он, окончив Карагандинский горный техникум по специальности «Подземная разработка угольных месторождений», приехал в Экибастуз, где его назначили горным мастером на Иртышский угольный разрез №1. Немного позже перевели  механиком участка.
-Не успел я примерить на себя эту должность, как тут же случилась аварийная ситуация, - вспоминает Виктор Яковлевич, - которая стала моей проверкой на профпригодность.
Застучал привод поворотного генератора на ковшовом экскаваторе. Заменить  механизм было нечем. Оперативно решить проблему оказалось  тоже невозможным. И тогда молодой механик применил смекалку. Вместе с напарником морокавали над деталью всю ночь. И когда утром включили отремонтированный узел, он стал работать как новенький.
 В январе 1968 года Бедника назначили помощником главного механика Иртышского разреза №2. Здесь ему довелось принимать участие в монтаже и технических испытаниях первого отечественного роторного экскаватор РЭ-1. Как говорит Виктор Яковлевич, все специалисты, ознакомившись с технической документацией машины, пришли к выводу, что «идея хорошая, но конструкторская работа слабая». Когда оборудование поступило на монтажную площадку, сюда прибыл главный инженер треста «Иртышуголь» Иван Петрович Федотов. С ним  помощник главного механика Виктор Бедник   согласовал все проблемные вопросы, и получил «добро» на исправление конструкторских недоработок. В частности, в первую очередь были укреплены узлы стыковок механизмов, устранены излишние зазоры между торцами балок, установлены новые накладки. И таких недоработок, которые нужно было исправлять, насчиталось немало.
Монтаж самого экскаватора также был очень сложным. Только один пример. Чтобы сократить объем монтажных работ на высоте, исключить изготовление специальных монтажных опор и лесов, смонтированную на земле консоль противовеса поднимали краном и экскаватором в паре, установив в ковш экскаватора дополнительную стрелу.
Сейчас даже представить невозможно, сколько бессонных дней и ночей Виктор Яковлевич Бедник, инженеры и специалисты треста провели на монтажной площадке.
-И вот, наконец, пришел день, когда пионер роторных экскаваторов в Экибастузе, управляемый бригадиром Иваном Качурой, впервые прикоснулся роторным колесом к твердому угольному забою, - с гордостью и некоторым пафосом в голосе продолжает свой рассказ Виктор Яковлевич, - это, тогда заурядное событие, не зафиксированное ни в кино, ни в фотодокументах, оказалось началом этапа переоснащения угольных разрезов Экибастуза роторной техникой.
Но по сути РЭ-1 экскаватором не был. Это был стенд для испытания роторного колеса на разработке Экибастузского месторождения без использования буровзрывных работ. Для сокращения сроков проектирования и изготовления этого стенда и снижения стоимости всего эксперимента в качестве базового для него был взят экскаватор ЭКГ-4 с использованием его ходовой части, поворотной платформы и электрооборудования.
-Теперь представьте себе пространственную металлоконструкцию высотой 14 метров, - обращается ко мне Виктор Яковлевич, -  двенадцатиметровая его стрела с трехметровым роторным колесом, подвешенная на высоте шести метров, уравновешена консолью противовеса и отвальной стрелой. Если представили, легко поймете, что необходимой устойчивости этой конструкции не было. При первом соприкосновении рабочего органа, то есть, роторного колеса, с забоем машина начала раскачиваться,  и это раскачивание  продолжалось постоянно, даже при перегонах экскаватора в другой забой.
Само роторное колесо тоже доставило много хлопот. Оно было оснащено семью ковшами. Во время работы при его выходе на участок забоя, в срезании угольного слоя принимал участие всего один ковш. Когда он бра стружку, происходил крен машины на забой. Когда стружка была взята, мгновенно исчезало усилие резания, вызывавшее крен, и машина резко возвращалась в обратную сторону. При обратном качке экскаватор силой всей массы ударялся о забой и деформировался, а концы зубьев загибались внутрь.
-Чтобы избежать аварийности с ковшами, мы стали работать узким забоем примерно на три его четверти, - продолжает свой рассказ Виктор Яковлевич, - этим самым мы исключили необходимость отрабатывать короткие стружки. Но полностью избежать их не удавалась. По этой причине мы быстро израсходовали запасной комплект ковшей и зубьев, и совсем мало наработали опыта для окончательных выводов по опытной эксплуатации экскаватора.
Необходимо было произвести модернизацию роторного колеса. В этой работе большое участие принял главный механик треста «Иртышуголь» Сергей Алексеевич Шишлов. И…замечательные руки тех, кто был причастен к этому делу. Только благодаря им могла родиться идея снять с фундамента в механическом цехе ремонтных мастерских радиально-сверлильный станок и доставить его прямо в угольный забой. Станок установили у роторного колеса и просверлили в нем отверстия для крепления дополнительных ковшей. Их изготовили местные умельцы в кузнице мехцеха. С металлом необходимой марки тогда проблем не было.
-Пришлось хорошо покумекать и мне, - улыбается Виктор Яковлевич, - выкройку для режущей кромки я изготовил с увеличением угла резания, так как именно малый угол резания на заводских ковшах был одной из причин их прогибания. Тяжело было манипулировать добела нагретой заготовкой из тридцатимиллиметрового листа длиной два мета и шириной 280 миллиметров, держа кузнечными клещами при загибании ее кувалдой. Но все получилось прекрасно, только вот дизайн немного уступал заводскому. Но это тогда для нас было не так важно.
В работе «домашние» ковши оказались надежными, и машина, оснащенная ими, функционировала заметно спокойнее. Испытания экскаватора продолжались до тех пор, пока не был накоплен необходимый для выводов опыт. Но оставлять этот экскаватор в эксплуатации все-таки было нецелесообразно из-за слабой его устойчивости, создававшей аварийную обстановку во многих узлах.
-Несмотря на непродолжительную и нестабильную работу этого экскаватора, все же главное было доказано – уголь Экибастуза можно добывать с помощью роторного колеса, - подводит итог своему рассказу Виктор Яковлевич Бедник, -  приемная комиссия вынесла решение о продолжении испытания роторной техники в Экибастузе. На основе накопленного опыта спроектирован экскаватор РЭ-2 Он был изготовлен на Карпинском машиностроительном заводе в 1967 году, но оказался, образно говоря, мертворожденным, так как повторил главные ошибки предшественника – та же база и десять вместо семи ковшей на роторном колесе, что почти одно и то же.
В заключение хочу назвать имена членов экипажа экскаватора РЭ-1, кто прокладывал первый путь прогрессивной технике. Это Иван Качура, Петр Жовнер, Александр Страшко, Сергей Сайфутдинов, Дмитрий Худенко и Александр Жданов. 
…Это всего одна страница из интересной и богатой трудовой биографии ветерана-горняка Виктора Яковлевича Бедника. Он был также одним из участников внедрения на разрезах Экибастуза  роторной техники германских производителей. 
Сегодня Виктор Яковлевич, несмотря на преклонный возраст, живо интересуется тем, как трудятся молодые горняки, какими заботами и  планами живут. А раз есть интерес - значит, жизнь будет долгой.

К списку публикаций