Пресс-Центр / Публикации

…ЧТОБЫ ВЫДАТЬ УГОЛЬ НА-ГОРА

21.12.2011

Газета «Вести Екибастуза», №50 от 15 декабря 2011 года.

«Богатырцы» – юбилею Независимости.

                      

            Совместное Казахстанско-Российское угледобывающее предприятие «Богатырь Комир» к двадцатилетию Независимости Республики Казахстан проделало огромную работу по индустриально-инновационному развитию. В прошлом году на разрезе «Богатырь» была завершена реконструкция транспортной схемы, которая позволила повысить производительность основного оборудования на 20 процентов. В нынешнем, юбилейном году, горняки компании намерены  реализовать 40 миллионов тонн угля.

Историю предприятия пишут люди своим  каждодневным трудом. Такие, как машинист роторного экскаватора Бейбит Оразгалиев, судьба  которого на протяжении многих лет связана с крупнейшим в мире угледобывающим разрезом «Богатырь». Здесь его знают как принципиального человека, имеющего большой опыт, глубокие и обширные знания. В канун празднования юбилея Независимости Республики Казахстан Бейбит Оразгалиев награжден  орденом «Курмет». В этой награде сконцентрирован труд всей бригады, в которой работает Бейбит.

В летописи  достижений компании «Богатырь Комир» особое место занимает 2008 год. Его горняки встречали с хорошим настроением. Этому был замечательный повод. В тот год  «богатырцы» впервые превзошли достигнутые показатели предыдущих лет и выдали на-гора 46,2 миллиона тонн угля! Успех был закономерным. Ведь трудящиеся предприятия приложили большие усилия в модернизацию производственных процессов, совершенствование технологии добычи и транспортировки угля, обучение персонала к работе в рыночных условиях.

2008 год для «богатырцев» выдался богатым и на другие события. …11 декабря на разрезе «Богатырь» было непривычно многолюдно, кроме самих угледобытчиков, на площадке у угольно-породного погрузочного комплекса собрались гости - руководство области и города, представители прессы и общественности. А повод очень весомый: отгрузка 100-миллионной тонны угля, впервые добытой за год в Казахстане. Тогда, обращаясь к собравшимся, генеральный директор компании «Богатырь  Комир» Виктор Щукин напомнил о том, что в многотысячном коллективе горняков существует давняя и добрая традиция - отмечать трудовые успехи, производственные достижения в торжественной обстановке.

            - Вот и сегодня у нас знаменательный день, - подчеркнул он, – нашему коллективу доверено право отгрузки 100-миллионной тонны казахстанского угля, и мы гордимся, что это право заслуженно отдано «богатырцам».

            Затем работников Компании поздравил аким Павлодарской области Бакытжан Сагинтаев:

            - Мы видим, что планы перевыполняются, угледобывающие предприятия работают устойчиво, это говорит о том, что ни одна электростанция  в нашей стране не остановится, - подчеркнул Бакытжан  Абдирович, - это дает уверенность в нашем будущем. Я поздравляю вас с таким большим событием. Это победа всех нас, всей страны!

            Железнодорожный состав со 100-миллионной тонной отправили на Экибастузскую ГРЭС-1, которая является самым крупным потребителем «богатырского» угля. «Виновником» же события  стал коллектив участка добычных работ №1, возглавляемый Ибрагимом Досмухамбетовым.

Этот участок можно назвать своеобразным полигоном, где проходят испытания новые технологии. Здесь в середине августа 2004 года был запущен в постоянную эксплуатацию угольно-породный погрузочный комплекс, ввод которого завершил создание на разрезе уникального, не имеющего аналогов во всем пространстве СНГ, конвейерно-железнодорожного добычного комплекса производительностью 14 миллионов тонн усредненного по зольности угля в год.

В реализацию этого проекта компания инвестировала свыше 3,8 миллиарда тенге.

В начале февраля 2002 года на разрезе «Северный»произошло важное событие: на глубине 400 метров под землей была произведена сбойка штрека №1,  проводимого встречными забоями со стволов №1 и №2.  Это означало, что  завершилось строительство дренажной шахты, которое продолжалось четырнадцать лет. За это время пройдено, закреплено и обустроено коммуникациями около 5000 метров штрека с камерами для бурения восстающих скважин.

            Маркшейдер Валентина Буторова с самого начала работ осуществляла контроль за проходкой. Сбойка штрека,  проводимого встречными забоями с двух стволов, расстояние между которыми составляет более семи километров, выполнена с большой точностью. Отклонение составило всего полметра!  Примечательно и то, что в штреке встретились коллективы двух горнопроходческих бригад, которые начинали эту работу в далеком 1988 году. Это бригады Сергея Злобина и Владимира Смородина.

Дренажная шахта – важная составляющая всего технологического комплекса разреза «Северный». С ее помощью производится осушение угольных пластов, что значительно облегчает добычу угля и его транспортировку в вагонах особенно в зимнее время. Только за сутки из подземных глубин выкачивается наверх  более 5,5 тысяч кубометров воды! 

В начале сентября 2005 года Северный комплекс разреза «Богатырь» переведён  на работу по новой, автомобильно-железнодорожной технологии добычи и усреднения угля, инвестировав в этот проект свыше 2,5 миллиардов тенге.

Прошедшие шесть лет показали высокую перспективность технологии, основу которой составляет современная техника. Это экскаваторы ЭКГ-15 большегрузные автосамосвалы «Komatsu», «Caterpillar», «БелАз», а также другое вспомогательное эксплуатационное и ремонтное оборудование.

Благодаря ее внедрению «Северный» комплекс ежегодно отгружается до 10 миллионов тонн усредненного угля. Причем, отклонение по зольности не превышает двух процентов.

Накопленный на «Северном» опыт  горняки успешно внедрили на разрезе «Богатырь», которая является первым этапом перевода разреза  на циклично-поточную, или автомобильно-конвейерную технологию, которая уже вступила в активную фазу завершения. Уже в 2012 году начнется строительство подъемных конвейеров.

-Сегодня наше предприятие чувствует себя довольно уверенно, - говорит в связи с этим генеральный директор компании «Богатырь Комир» Виктор Щукин. – До 2020 года нам все абсолютно понятно: как мы будем развиваться, какой объем угля  будем добывать. Мы намерены провести диверсификацию производства на предприятиях железнодорожного и автомобильного транспорта, так как новая технология предполагает  увеличение объемов перевозки угля автомобильным транспортом. А для того, чтобы намеченные производственные планы выполнялись, параллельно с приобретением большегрузных самосвалов совершенно иного уровня, чем ныне работающие, мы должны  поддерживать в работоспособном состоянии действующий парк.

В компании «Богатырь Комир» с 2009 года приступили к модернизации роторных и одноковшовых экскаваторов. Сегодня на добыче угля работают семь роторных экскаваторов СРс(К)-2000. Три из них уже прошли процесс модернизации, на четвертом работы продолжаются и будут завершены в 2012 году. Возраст этих машин достиг  30-35 лет, но горняки их не списывают, а за счет модернизации продлевают срок службы еще лет на 10. Это обеспечит предприятию устойчивую работу и позволит иметь надежные производственные мощности по отгрузке угля.

Процесс модернизации прошли также пять одноковшовых экскаваторов серии ЭКГ и два шагающих экскаватора марки ЭШ-13/50.

Завершающим аккордом уходящего юбилейного года Независимости Республики Казахстан в компании «Богатырь Комир» стал ввод в эксплуатацию новый одноковшовый экскаватор ЭКГ-15, производства ООО «Ижорские Заводы-КАРТЭКС».

            Сотрудничество экибастузских  угольщиков с машиностроителями Ижорских заводов имеет давние корни, которые уходят в начало далеких семидесятых годов. За прошедшие более чем сорок лет на разрезы бассейна с берегов Невы было поставлено несколько десятков ковшовых машин различной модификации. Только на разрезе «Богатырь» сегодня работают 26 ижорских  ЭКГ. Они зарекомендовали себя с положительной стороны, как надежная в эксплуатации, маневренная и высокопроизводительная техника. Более того, возраст нескольких машин сегодня уже превысил четыре десятка лет, но по-прежнему экскаваторы-ветераны в хорошем рабочем состоянии.

Компания  заключила контракт на поставку четырех экскаваторов ЭКГ-15.  В ноябре 2011-го на монтажную площадку «Богатыря» поступили  узлы и агрегаты второго «великана». Оставшиеся две машины прибудут на разрез в следующем, 2012 году.

            В словосочетании экскаватор-великан нет преувеличения. На самом деле это настоящие громадины. К примеру, вес металлоконструкций гиганта превышает 700 тонн. Емкость ковша составляет 18 кубометров. Это равно 21 тонне угля. Так что кузов 130-тонного «БелАза» он заполняет доверху всего за несколько минут! К сожалению, с развалом Союза сотрудничество «богатырцев» с Ижорскими машиностроителями было  прервано почти на два десятилетия.

– Мы пережили непростые времена. Теперь наши связи вновь полноценно возрождаются, - отметил генеральный директор компании Виктор Щукин. - Предприятие с 2006 года приступило к реализации программы по переходу на циклично-поточную технологию, составной частью которой является обновление парка горных машин. ЭКГ-15 - наиболее удачный вариант ковшовых экскаваторов. Этот экскаватор будет отгружать не менее 8 миллионов тонн угля в год.

 Циклично-поточная технология добычи угля – это  инновационный подход к решению задач по наращиванию объемов производства и повышению его эффективности. Она отлично вписывается в программу форсированного индустриально-инновационного развития страны на ближайшую перспективу. Ее основу составляют ковшовые экскаваторы, большегрузные автомобили, дробилки, конвейеры, усреднительный комплекс со складом почти на 600 тысяч тонн угля, погрузочный комплекс, который обеспечит снижение оборачиваемости вагонов в три раза - с 15 до 5 часов. Это позволит  увеличить производственную мощность компании на восемь  миллионов тонн. То есть на столько, сколько потребует дополнительно рынок угля к 2016-2017 годам.

Компания «Богатырь Комир» ведет добычу угля, находясь в непрерывном процессе развития. Здесь за короткое время на разрезах «Богатырь» в 2008 году и «Северный» в 2005 году построили два современных пункта технического обслуживания автомобильной техники «Пит-стоп». Реконструировали транспортную схему разреза «Богатырь», включая строительство десяти новых железнодорожных станций, в том числе «Карабидаик», «Усреднительная», «Батыс», «Шыгыс, «Транзитная, «Развязка», «Передовая».

Компания «Богатырь  Комир»  - это высокомеханизированное угледобывающее предприятие, на ранке угля стран СНГ считается одним из самых сильных игроков. Чтобы постоянно поддерживать эту репутацию, предприятие стремится организовывать производственный процесс по международным стандартам. И она поддерживает этот имидж конкретными делами.  В частности, здесь в 2006 году внедрены системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000, а также международные стандарты  управления охраной окружающей среды – ИСО 14001:2000

 Успехи Компании в 2008 году отмечены высокими наградами и заслуженным признанием. Предприятие удостоилось также Почетного диплома акимата города Экибастуза за трудовые достижения в производстве. 

Компания «Богатырь Комир» продолжает замечательные традиции, заложенные старшим поколением горняков.

С первых дней производственной деятельности в Экибастузском каменноугольном бассейне горняки считают приоритетными решение вопросов социального развития коллектива. Поэтому не случайно, что  за  компанией прочно закрепилось такое понятие, как социально-ориентированное предприятие.

Компания не раз была отмечена наградами за большой вклад в развитие социальной сферы Павлодарской области. В 2007 году «Богатырь Комир» стал победителем номинации «Самый эффективный вклад» конкурса «Благотворитель года». Участвуя  в республиканском конкурсе по социальной ответственности бизнеса «Парыз», в 2008 году предприятие заняло третье место в номинации «Лучший коллективный договор», а в 2009 году стало третьим из 60 субъектов крупного предпринимательства республики в номинации «Лучшее социально-ответственное предприятие».

В 2010 году  компания завоевала первое место  в четвертом республиканском конкурсе «Алтын Журек» - 2010», в номинации «За поддержку и развитие спорта». Изящная статуэтка с «золотым сердцем» и почетный диплом стали еще одним признанием больших заслуг коллектива в развитии массового спорта, а также спонсорской и благотворительной деятельности.

В марте 2011 года в Астане на VI международной конференции «Управление человеческими ресурсами: инновации в HR» были подведены итоги Первого Казахстанского конкурса «Cенiм-2010» и определены лучшие работодатели Республики Казахстан по семи номинациям.

В номинации лучший HR-проект - третье место присуждено компании «Богатырь Комир» за проект «Обучение и развитие персонала».

 «Богатырь Комир» - одно из немногих предприятий города, на чьем балансе находятся объекты социально-культурного назначения. Это спортивно-оздоровительный комплекс, комбинат общественного питания, дом отдыха «Березка» и детский оздоровительный центр «Карлыгаш».  На их содержание  предприятие ежегодно выделяет десятки  миллионов тенге.

Встречая 20-летний юбилей Независимости Казахстана, коллектив предприятия проделал огромную работу по благоустройству микрорайона горного муниципального округа города Экибастуз. Здесь отремонтировали детские площадки, установили новые аттракционы, сделали подарок школе-лицею №6 – построили всесезонное футбольное поле, покрытие которого выполнено из современных материалов. Кстати, это уже второе такое футбольное поле, которое горняки подарили городу.

Эта традиция продолжется: компания и в дальнейшем будет ежегодно дарить городу по одной такой площадке.

Канун праздника в Экибастузе ознаменовался торжественным поднятием Государственного флага. Сегодня огромное небесно-голубое полотнище реет по ветру в самом центре города, напоминая горожанам о знаменательной дате в жизни страны. Этот комплекс построил и подарил городу коллектив компании «Богатырь Комир».

…Сделано много. Но еще больше предстоит осуществить в ближайшие годы. Главная задача горняков – передать последующим поколениям угледобытчиков современное, оснащенное по международным стандартам, предприятие. Чтобы их жизнь была плодотворной, интересной, содержательной.

Василий Матвеюк

К списку публикаций