Пресс-Центр / Публикации

«КОРМИЛЕЦ»

26.08.2011

Газета «Вести Экибастуза2 от 25 августа 2011 года, №34.


С Днем шахтера!


                                             «КОРМИЛЕЦ»       


А вы спускались хоть раз под землю? Скорее всего, нет. А вот  Канат Ниязбаев  это делает уже много лет. Он – проходчик дренажной шахты  разреза «Богатырь». Считает свою профессию интересной и даже престижной. Во-первых, загибает пальцы, здесь трудятся крепкие духом люди – «настоящие мужики», во-вторых, труд проходчиков хорошо оплачивается, в третьих, стабильный коллектив… После этих слов Канат сделал паузу и поправил себя: все-таки нужно поставить на первое место, что  стабильный коллектив.
 В работе проходчиков,  которые ежедневно спускаются глубоко под землю, проверенный, надежный  коллектив, пожалуй, важнее всего. Здесь один за всех и все - за одного. Именно это качество настоящих мужчин и привлекло Каната к этой профессии. Он к ней шел несколько лет. 
Родом Канат из деревни Агаш-Орын, что находится в Иртышском районе Павлодарской области, там после окончания школы выучился на водителя и несколько лет работал в автопарке, потом перебрался в Экибастуз и устроился в трест «Экибастузжилпромстрой», и тоже водителем. Но душа хотела чего-то другого. К тому же, к середине девяностых годов многие крупные промышленные предприятия, в том числе и «ЭЖПС», приказали долго жить. Об этом знали все родственники Каната, в том числе и его родной дядя  Тулеш Копишев – полный кавалер знака «Шахтерская слава», Почетный гражданин Экибастуза, известный в городе проходчик. Чувствуя полный развал треста,  он предложил племяннику поменять профессию. С дальним прицелом. Хотел, чтобы Канат продолжил его дело. Посодействовал трудоустройству  на дренажную шахту.  Так он оказался в проходчиках.
Работать под землей – это вам не семечки грызть. Нужно обладать определенным набором знаний по специфике профессии. Поэтому, прежде, чем спуститься под землю, он прошел обучение в учебно-курсовом комбинате компании «Богатырь Комир».
-Когда в первый раз спускался в дренажную шахту, честно говоря, немного волновался – как-никак, а глубина почти четыреста метров, - вспоминает первые дни своей работы Канат, - но глядя на спокойные и уверенные лица старших товарищей, успокоился. Ощущение непередаваемое: внизу – просто оглушительная тишина, лишь где-то вдалеке слышен едва уловимый  звук капающей воды. Это, пояснили мне, по-нашему называется капешь. Я узнал также, что за сутки отсюда, с глубины четырех сотен метров, откачивается на поверхность до шести  тысяч кубометров воды!
Канат рассказал и о многом другом интересном. Дренажная шахта представляет собой сложный инженерно-технический комплекс, с помощью которого обеспечивается осушение  угольных полей разрезов «Богатырь и «Северный». Глубоко под ними проходят горные выработки, общая протяженность которых сегодня составляет более тридцати километров. Еще несколько лет назад это были два самостоятельных сооружения, которые должны были стать единым целым. Сбойка двух штреков произошла восемь лет назад.  Примечательно то, что еще в далеком восемьдесят восьмом году прошлого века работу по строительству горизонта шахты начинали тогда еще молодые проходчики Сергей Злобин и Николай Чернов. Они же ее и завершили. В бригаде Николая Чернова как раз и работал Канат Ниязбаев.
Я сам хорошо помню момент стыковки двух штреков. Это было большим событием для Экибастуза. Поэтому для его освещения были приглашены не только журналисты местных и областных средств массовой информации, но и съемочная группа агентства «Хабар». В течение нескольких минут мы ожидали, когда рухнет угольная стена, отделявшая друг от друга две проходческие бригады. И вот в образовавшемся просвете  показались  улыбающиеся черные лица проходчиков. Мгновение спустя, они, как космонавты через открывшийся люк, устремились навстречу друг другу. Радостное рукопожатие, улыбки, приветственные возгласы. Затем - фотография на память. Фотография на глубине 400 метров под землей! Такое бывает, наверное, только раз в жизни! И оно было у Каната Ниязбаева.
 В дренажной шахте разреза «Богатырь» сегодня трудятся 250 человек – это горнорабочие, слесари по обслуживанию подземных выработок, обслуживающий персонал. И только сорок из них – проходчики. Они всегда идут первыми. Остальные работники шахты шутят: мол, проходчики являются их кормильцами. 
 Сегодня Канат является звеньевым в бригаде, имеет общественную нагрузку – он еще и общественный инспектор по охране труда. Ниязбаев воспринимает  эту обязанность очень серьезно, ведь работа глубоко под землей требует от каждого быть особенно ответственным и внимательным.
 -Канат – человек,  легкий в общении, хороший специалист, у него никогда улыбка не сходит с лица, - характеризуют его, дополняя друг друга, заместитель начальника дренажной шахты Игорь Бородин и исполняющий обязанности начальника горнопроходческого участка Амирхан Тойболдинов – эти качества говорят о том, что человек живет в ладу со своим внутренним миром. А он у Каната богатый. Ниязбаев хороший семьянин, воспитывает троих детей. Мы знаем, что его старший сын Аслан учится в музыкальной школе и хорошо поет, всегда занимает призовые места в городских конкурсах.
 Работники дренажной шахты, в том числе и Канат, довольны всем. Но их беспокоит один вопрос. Многие из них скоро достигнут пенсионного возраста. Кто придет им на замену? Сегодняшняя молодежь, воспитанная на примерах «легкой жизни», не стремится овладеть профессией проходчика. Между тем, в дренажной шахте сегодня практически все процессы механизированы, и ручного труда здесь совсем мало. 

К списку публикаций