Пресс-Центр / Публикации

И ВСЁ-ТАКИ -- ЭТО ПРАЗДНИК! ХОТЯ ЕГО НЕТ В КАЛЕНДАРЕ

17.07.2013

 Юбилеи.

                               

На разрезе «Богатырь» отметили именины роторного экскаватора. 12 июля исполнилось ровно 30 лет с того дня, когда в 1983 году SRs(K)-2000 с порядковым номером 1146 был передислоцирован с монтажной площадки в угольный забой, и приступил к работе. Вместе с профессиональными монтажниками на сборке машины трудился и экипаж будущей бригады. Здесь машинисты и их помощники, пропуская через свои руки каждый болт, каждую гайку, изучали технику, на которой предстояло работать. Первым бригадиром был назначен Игорь Омаров, уже имевший практический опыт монтажа   роторной техники

 

УРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Сборка экскаватора длилась два с лишним года. За это время из сотен отдельных узлов и агрегатов, которые лежали упакованными в деревянные ящики прямо здесь же, на монтажной площадке, вырос настоящий исполин. В ежедневных трудовых буднях мало кто тогда обращал внимание на то, как он растет, «набирает вес», превращается в настоящего великана.  А когда все работы были завершены, любовались творением своих рук и мечтали поскорее сесть за рычаги управления.

От монтажной площадки до угольного забоя этот неповоротливый с виду гигант в короткие сроки перегнали в забой. За рычагами находились шеф-монтажники из Германии, а рядом с ними – наши ребята.

- Должность у одного из немецких специалистов, перегонявших экскаватор, называлась «машинист-водитель», - вспоминает Игорь Жалбырович Омаров. - Непривычно звучит, не правда ли? Вот и мы удивлялись. Этот «водитель» шел впереди экскаватора и указывал направление движения. Как-то раз он подал команду старшему машинисту ротора, чтобы он совершил маневр, то есть свернул с трассы перегона. Тот беспрекословно подчинился команде и, обогнув дугой довольно-таки большой участок, вернулся на прежнюю трассу. Нам стало интересно, почему был сделан такой крюк. Ведь на пути нет ни ям, ни колдобин. В тот раз голая степь была идеально ровной, и дорогу не нужно даже было ровнять бульдозером.

Когда экскаватор продолжил движение дальше, любопытные «богатырцы» вернулись назад и внимательно обследовали местность. Они были очень удивлены, увидев под небольшим кустиком гнездо чайки с кладкой яиц. Кто-то даже свистнул, покрутив пальцем у виска. Мол, ненормальные эти немцы. Осознание, что их коллеги поступили по-человечески правильно, пришло позже. И как хороший пример остался тот случай в их памяти на всю жизнь.

ТРИЖДЫ В ОДНУ И ТУ ЖЕ ВОДУ

После окончания монтажа экскаватора неожиданно для Игоря Жалбыровича руководство разреза «Богатырь» решило произвести перестановку кадров. Начальство, видимо, посчитало, что хоть Омаров и имел навыки монтажа роторной техники, а он принимал участие в сборке отечественного ЭРП-1250, все же  этого было недостаточно. Поэтому на его место назначили Владимира Мукишева, который к тому времени прошел школу монтажа и управления германскими машинами, сначала экскаватором  SRs(K)-470, а затем SRs(K)-2000. Самолюбие Омарова, конечно, было задето, но он не подавал виду, а продолжил работать в составе бригады в качестве простого машиниста.

Тем временем бригада Мукишева включилась в работу с энтузиазмом: все-таки новая машина, большие перспективы… Владимир Жалелович был авторитетным руководителем. Сообщения о рекордах коллектива роторного «сорок шестого» не сходили со страниц не только местных, но и центральных газет. Награды так и сыпались на передовиков труда. Многие стали полными кавалерами знаков «Шахтерская слава» и «Трудовая слава», Почетными работниками угольной промышленности. Сам Мукишев  был награжден орденом «Знак Почета»,  золотой медалью ВДНХ СССР, являлся полным кавалером знака «Шахтерская слава». А в конце девяностых его избрали депутатом Верховного Совета СССР.

Мукишев бригадирствовал не долго - около двух лет. Окончив Высшую школу профсоюзного движения, ушел на профсоюзную работу.

Говорят, дважды в одну и ту же воду войти нельзя. Омаров нарушил этот общеизвестный тезис.

Он трижды был бригадиром. И все три раза именно на том самом роторном «сорок шестом».  Так вот, после ухода Мукишева Игорю Жалбыровичу в очередной раз предложили возглавить родной коллектив. Он  не стал отказываться. Думал: «Ну, теперь уж надолго». Но ошибся. Года через два, опять же, в интересах производства,  его на этом посту сменил не менее известный в горняцких кругах бригадир Александр Федотов. Он кавалер двух орденов «Трудовая слава», полный кавалер знака «Шахтерская слава».

Это были незабываемые для старшего поколения горняков времена. Конец восьмидесятых – начало девяностых. Разгар перестройки. Начались преобразования и в производственном объединении «Экибастузуголь». Здесь была создана коммерческая дирекция. Александра Ивановича, как человека с высшим экономическим образованием, позвали сюда. И когда Федотов покинул этот пост, незаменимый Игорь Жалбырович Омаров вновь, уже в третий раз, нарушив все философские утверждения, ступил в одну и ту же воду, возглавив горняцкий экипаж.

Таковы вот превратности судьбы.

СЛОВО ОМАРОВА В ГАЗЕТЕ «ПРАВДА»

Омаров всегда был честным, непримиримым к недостаткам, имел собственные суждения. С ним считались. К его мнению прислушивались. Когда в объединении «Экибастузуголь» накопилось немало неразрешимых вопросов, руководство решило использовать его имя в интересах предприятия.

В 1985 году на страницах главной партийной газеты страны «Правда» появилась авторская статья старшего машиниста разреза «Богатырь» Игоря Омарова под названием «Кодекс жизни и борьбы», в которой, в частности, устами горняка поднимался ряд  важных проблем. В том числе - по укреплению трудовой дисциплины, по обеспечению предприятия новой техникой и горным оборудованием и т.д.

Возьму из статьи для иллюстрации всего лишь один короткий абзац: «Скажу о своей бригаде. История ее коротка. Лишь летом 1983 года был завершен монтаж роторного экскаватора № 46. Тогда же начал складываться и коллектив экипажа, который возглавил молодой коммунист В. Мукишев. В чем секрет быстрого становления коллектива? Считаю, главную роль здесь сыграли строгая дисциплина, высокое чувство ответственности каждого, взаимопомощь».

- Все так и было, - вспоминает далекие годы Игорь Жалбырович, - мы трудились так, чтобы быть примером для молодых ребят. А костяк бригады составляли опытные и авторитетные машинисты - Юрий Решетников, Данат Лякса, Сабит Садыков, Сарсенбай Абишев, Виктор Ярышев, Евгений Шишлов, Александр Зеленкевич, Юрий Рябокобылко…

Игорь Жалбырович до сих пор хранит ту самую, пожелтевшую от времени вырезку из «Правды» почти тридцатилетней давности. И хотя сам Омаров для нее  не написал ни одной строчки, за него это сделали московские журналисты, он и сейчас не отказывается ни от одного слова, напечатанного в газете. И что удивительно, вскоре в адрес руководства объединения «Экибастузуголь» пришел ответ из Минуглепрома СССР, в котором говорилось, что проблемы, поставленные в статье, будут незамедлительно решены. К сожалению, многое из того, что обещало родное министерство, осуществить не удалось. Изменились времена.

…Став третий раз «бугром» роторного экипажа, Игорь Жалбырович Омаров трудился здесь еще в течение  нескольких лет. А 27 апреля 2009 года он с чувством исполненного долга ушел на заслуженный отдых.

- Я доволен своей жизнью, - говорит Игорь Жалбырович, - хоть в ней и было немало различных перипетий, а все-таки хорошего было больше. Я являюсь лауреатом премии советских профсоюзов имени А. Стаханова, полным кавалером знака «Шахтерская слава», награжден двумя знаками «Трудовая слава». Но самая дорогая для меня награда – медаль, выпущенная к 50-летнему юбилею Дня шахтера, которую мне лично вручил сам Министр угольной промышленности СССР Михаил Иванович Щадов.

ВСПОМНИМ ГОДЫ ТРУДОВЫЕ

Сегодня экипаж экскаваторной бригады SRs(K)-2000 №1146 состоит  из 24 человек,

 

а были времена, притом совсем недавние, когда здесь трудилось в три раза больше горняков. Руководство компании «Богатырь Комир», следуя законам рыночной экономики, оптимизировало производственные процессы, улучшило условия работы людей. Показатели не только не ухудшились, наоборот, стали выше. Об этом с удовлетворением говорит нынешний бригадир «сорок шестого» Канлыбай Умбеталиев.

- Два с половиной года тому назад наш экскаватор прошел полную модернизацию, - рассказывает он, - в ходе которой был выполнен большой объем работ, в частности, мы заменили все электрическое и силовое оборудование, установили современную систему управления машиной... Словом, сегодня наш экскаватор-юбиляр помолодел лет на десять. Стало удобно на нем работать и вести обслуживание узлов и агрегатов.

Канлыбай Умбеталиев бригадиром роторного экскаватора трудится уже 12 лет, а в целом на разрезе - 30. В 2007 году, в честь Дня Независимости нашего государства, он был награжден орденом Курмет. Это – высокая оценка его добросовестного труда, который он вложил  в развитие угледобычи в Экибастузе. Для него, также как и для многих здесь работающих, день рождения экскаватора – особый праздник, потому как с ним связаны лучшие годы их жизни.

Нынешнее поколение горняков решило не нарушать традиции прошлых лет и, по инициативе своего «бугра» Умбеталиева, пригласило накануне торжественного события к себе на экскаватор тех, кто начинал работать в бригаде с монтажа, а потом в течение многих лет  продолжал трудиться в составе первого экипажа.  Это ветераны Сабит Сыйттыкович Садыков, Владимир Александрович Образцов, Сарсенбай Рахимович Абишев,  Игорь Жалбырович Омаров.

Гостей подвезли прямо к самому экскаватору. Ветераны в течение нескольких минут любовались работой исполина, который без остановки грузил уголь на конвейерную ленту. Вспоминали те времена, когда сами трудились на этой машине.

Потом их пригласили подняться в комнату отдыха экипажа. Заботливые хозяева вскипятили для своих старших товарищей чайник, и так, за кружкой крепкого чая, завязалась дружеская беседа. Говорили не только о прошедших годах, но и о дне сегодняшнем.

Ветеранов интересовало больше всего то, как работается нынешним экскаваторщикам, ведь во время модернизации машину оснастили современным компьютерным оборудованием, которое значительно облегчило труд человека. Всё так, отвечали хозяева, но это же сделало их труд более напряженным. На что Сарсенбай Абишев, который ушел на заслуженный отдых много лет назад, искренне возразил, что, мол, электроника все делает сама. Горняки весело посмеялись и попытались объяснить ветерану, что сегодня их труд, конечно же, стал более интеллектуальным, напряженным, но осталось много работы, которую не может выполнить никакая автоматика.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ИГОРЯ ОМАРОВА

Когда дружеская беседа подошла к концу, бывший бригадир Игорь Омаров отправился в кабину машиниста ротора, чтобы своими глазами увидеть изменения. Усевшись в кресло, он не стал скрывать эмоций: удобно, чисто и светло, много компьютерного оборудования… 

Стоявший за его спиной сегодняшний машинист ротора Наби Кожамбердинов, который трудится здесь уже седьмой год, обратился к Игорю Жалбыровичу:

- Вы помните, как учили меня работать?

- Я-то хорошо помню. А ты что - забыл? – шутливо переспросил бывший наставник.

Наби – человек эмоциональный, живой. Управлять громадным исполином  для него сейчас не составляет особого труда, ведь он уже полноценный машинист.

Наби пришел на разрез, когда ему  было всего 18 лет. Сейчас 25. Но он до сих пор хорошо помнит, как с громадной техникой  впервые  остался один на один. 

- Нам, будущим машинистам, хотелось быстрее освоить не «отвалку», а ротор, - торопливо говорил Наби. - Однажды, когда в очередной раз сел в кресло машиниста, поступила команда начать отгрузку. Омаров в это время стоял за моей спиной. Я включил контроллер, роторное колесо врезалось в угольный забой. Оглянулся, а бригадира уже в кабине не было. Первое желание – выключить ротор, но пересилил страх и самостоятельно загрузил подачу. Потом оказалось, что таким методом Игорь Жалбырович обучал молодых. По принципу: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Если бы не тот случай, возможно, я бы сюда больше не сел, а стал бы, предположим, машинистом-электриком.

После экскурсии на «Богатырь» и общения с молодыми коллегами, довольные, в приподнятом настроении, гости отправились в офис, где встретились с директором разреза Сериком Макаровым. Ветераны труда поделились  с ним своими впечатлениями от увиденного, а директор, в свою очередь, коротко  рассказал им о тех переменах, которые уже произошли на их родном разрезе и которые еще грядут в ближайшие годы.

БЫТЬ НОВЫМ РЕКОРДАМ!

...Для человека тридцать лет – пора возмужания, для техники – предельный срок эксплуатации. Люди научились продлевать работу машин и механизмов.  Роторный «сорок шестой», где сегодня трудятся такие высококвалифицированные специалисты, как Александр Денисенко, Антон Лещенко, Каиржан Макимов, Юрий Рябокобылко,  Александр Змазнев и другие, помолодевший после модернизации, с удвоенной энергией добывает уголь. За прошедшие три десятилетия машина отгрузила около ста миллионов тонн угля, и каждый день эта цифра увеличивается. Как сказал бригадир Канлыбай Умбеталиев:  «Эта техника очень производительная, грузит больше миллиона тонн угля в месяц». Значит, быть новым рекордам!

 

Василий Матвеюк, фото автора

К списку публикаций