Пресс-Центр / Публикации

«БОГАТЫРЬ» БУДЕТ ПЕРЕВОЗИТЬ ВСКРЫШУ АВТОМОБИЛЯМИ

16.05.2013

 Инновации.

 


Охочие на сравнения  журналисты уже давным-давно окрестили экибастузское каменноугольное месторождение слоеным пирогом. И ведь верно подметили они эту особенность. На самом деле, угольные пласты здесь чередуются прослойками породы, которые местами доходят до нескольких метров в толщину. А чтобы добраться до самого полезного ископаемого, людям необходимо, прежде всего, снять увесистую шапку пустой, никому не нужной, породы. Непростое это дело, затратное. Вот поэтому на протяжении уже почти шести десятилетий горняки ищут такую технологию вскрытия угольных пластов, которая бы меньше всего влияла на себестоимость продукции. И, кажется, нашли.

           В казахстанско-российской компании «Богатырь Комир» разработали проект реконструкции транспортной схемы участков 5,6,9,10 разреза с организацией внутреннего отвала, тем самым решив вопрос изменения схемы вскрытия нижних породных уступов разреза «Богатырь». В этом проекте обоснована необходимость формирования постоянного внутреннего отвала в отработанной части синклинали, а также технология доставки пород вскрыши во внутренний отвал, в том числе с нижней вскрышной  рабочей зоны участка 6.

            Действующая сегодня технология вскрышных работ предусматривает применение в этом процессе большого количества горной техники и оборудования:  одноковшовых экскаваторов типа ЭКГ-12ус, железнодорожных путей со сложной инфраструктурой,  породных «вертушкек», а также  локомотивов ОПЭ-1 и думпкаров-самосвалов 2ВС-105.  

             Но и это еще не все. Эта технология предусматривает строительство и эксплуатацию комплексов железнодорожных станций, состоящих из сложного путевого хозяйства; тяговых фидеров и контактной сети; СЦБ и связи; силовых фидеров и освещения и т.д. Кроме этого для приемки вскрыши на отвале необходимо использование нескольких экскаваторов типа ЭШ или ЭКГ. Все это требует определенных горнотехнических условий и значительных затрат.

            Как известно, хороший, рачительный хозяин не станет бездумно наблюдать за тем, как его материальные и финансовые ресурсы впустую уходят туда, где, приложив немного усилий, можно получить прибыль. Вот и в компании «Богатырь Комир» решили по-новому взглянуть на давно отлаженную технологию вскрышного производства и выяснить, есть ли здесь резервы для совершенствования этого процесса и получения экономии. Причем эти расчеты они сделали загодя, чтобы к тому времени, когда на разрезе «Богатырь» начнут переходить на формирование внутреннего породного отвала, то есть с 2013года, все было готово.

            -Инженеры и специалисты предприятия предложили три варианта решения этой проблемы, - говорит технических директор – главный инженер компании Сергей Зарапин, - для выбора самого эффективного способа транспортировки вскрыши  нижних горизонтов участка 6  во внутренний отвал Синклинальный, проектный институт ТОО "Карагандагипрошахт и К"  выполнил технико-экономическое сравнение каждого из этих вариантов.

В первом случае специалисты предложили цикличную технологию перевозки вскрыши, в которой предполагается участие как автомобильного, так и железнодорожного транспорта. То есть, доставка горной массы на нижние ярусы внутреннего отвала Синклинальный  будет осуществляться большегрузными автосамосвалами. Сами отвалы будут формироваться бульдозерами. Для переезда через существующий подъемный конвейер будет сооружена специальная конструкция. В то же время на верхние ярусы внутреннего отвала вскрышная порода будет доставляться железнодорожным транспортом, и уже здесь будет складироваться экскаваторами-драглайнами.

Согласно второму варианту – циклично-поточной технологии, основу которой составит  комбинация автомобильно-конвейерной и железнодорожной технологий, доставка вскрыши будет вестись сначала большегрузными автосамосвалами на дробильно-перегрузочный пункт, далее по системе конвейеров (подъемный, соединительный, отвальный) - на нижние ярусы внутреннего отвала Синклинальный. Складирование горной массы будет осуществлять отвалообразователь. На верхние ярусы внутреннего отвала, как и при первом варианте, порода будет доставляться железнодорожным  транспортом, и складироваться экскаваторами-драглайнами.

Наконец, третий вариант. Это также цикличная технология, но в данном случае в ней будет задействованы элементы автомобильно-железнодорожной и железнодорожной технологий. Однако это более ресурсозатратный вариант, чем два первых предложения. К примеру, доставка вскрыши на отвальный ярус горизонта плюс 20 метров будет производиться железнодорожным транспортом через станцию Поперечная. Затем горная масса будет перегружаться в большегрузные автосамосвалы и вывозиться на нижние ярусы внутреннего отвала. При этом необходимо будет построить железнодорожную  вскрышную станцию на рабочем борту разреза, конвейерную эстакаду подъемного угольного конвейера КЖДК, туннеля для проезда автосамосвалов под железнодорожными  путями в основании насыпи. Отвалообразование на ярусе горизонта плюс 20 метров также здесь будет вестись драглайном, а на нижележащих ярусах – бульдозерами. На верхние ярусы внутреннего отвала порода будет транспортироваться железнодорожным транспортом, и складироваться экскаваторами-драглайнами

-Анализ данных, который мы провели после тщательных расчетов, показал, что оптимальным и экономически целесообразным на данном этапе является первый вариант, -  подвел итог своим разъяснениям технический директор, - об этом красноречиво говорят цифры: приведенные затраты по варианту №1 на конец рассматриваемого периода, то есть, до 2020 года,  в 1,65  раза меньше, чем по варианту №2 и в 1,14 раза меньше, чем по варианту №3.

Нужно добавить, что согласно программе развития горных работ с октября нынешнего года на разрезе «Богатырь» начнется реализация проекта по формированию первого яруса внутреннего отвала. Транспортировка горной массы нижней вскрышной зоны участка 6 будет производиться большегрузными автосамосвалами. Формирование самого отвала будет осуществляться бульдозерами. Объём складирования вскрышных пород в ближайшие годы составит около 6 миллионов кубометров в год.

Василий Матвеюк.

Фото атора.

 

 

 

К списку публикаций