Пресс-Центр / Публикации

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА – ЕДИНЫ!

22.02.2013

Профессиональная подготовка

 

            На базе завода по ремонту горнотранспортного оборудования казахстанско-российской угледобывающей компании «Богатырь Комир» в сентябре 2012 года  стартовал пилотный проект по внедрению дуальной системы подготовки  профессиональных кадров. Его инициатором выступило АО «Самрук-Казына».

В качестве социального партнера был выбран Экибастузский колледж №18 имени Косыма Пшенбаева, в стенах которого обучаются будущие кадры угледобывающей отрасли: токари, электрослесари по обслуживанию и ремонту горного оборудования, электрогазосварщики,  электромонтеры контактной сети, помощники машиниста экскаватора и локомотива.

-Как известно, дуальная система профессионального образования уже давно получила мировое признание, - дает пояснение директор учебно-курсового комбината компании «Богатырь Комир» Любовь Шарипова. - Это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. На ее внедрении и дальнейшем развитии особый акцент сделал в одном из своих недавних выступлений Глава государства Нурсултан Назарбаев.

            Для участия в пилотном проекте была определена профессия «электрослесарь по обслуживанию и ремонту горного оборудования».  Сегодня специалисты этой квалификации особенно востребованы на предприятиях компании.

Новое дело всегда требует тщательной подготовки и ответственного подхода к его выполнению. Поэтому здесь была создана специальная рабочая группа, в которую вошли главные и ведущие специалисты. На их плечи легла очень серьезная и важная обязанность по разработке и утверждению на весь период реализации проекта плана мероприятий. При этом за основу было взято понимание того, какой для предприятия сегодня нужен специалист и какими навыками он должен обладать. Исходя из этого, было принято решение о поэтапном изучении всех видов электрослесарных  работ на теоретических занятиях и приобретение  практических навыков, позволяющих выполнять весь комплекс операций, определенных профессиональным стандартом. 

Для участия в проекте было отобрано 18 наиболее перспективных ребят. Их направили на производственные участки завода РГТО  и закрепили за опытными наставниками.

…Что ни говори, но и сегодня, когда тотальная безработица осталась далеко позади, выпускникам вузов или профтехучилищ не так-то просто устроиться на работу. В первую очередь преградой на этом пути для них становится отсутствие соответствующего опыта. Но для будущих электрослесарей – Станислава Серебренникова, Владимира Чепурнова, Анвара Зейнуллина и других юношей из этой группы проблем с трудоустройством, похоже, не будет. Такую надежду дает им уже само участие в проекте. Но все же, это не стопроцентная гарантия. Теперь все будет зависеть только от  самих ребят: от того, как успешно они освоят учебную программу, как покажут себя в коллективе.

-Мы хотим добиться качественной подготовки будущих специалистов, -  говорит инженер по подготовке кадров учебного пункта завода РГТО Евгения Лещенко,  -  дуальная система – то, что нужно, она позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.    Следует отметить, что в период практики у студентов возникают те или иные сложные вопросы, на которые не всегда могут правильно ответить даже наставники. В этих  случаях заводские специалисты дают ребятам необходимые разъяснения. После этого они уж точно никогда не забудут то, о чем услышали непосредственно из уст того же инженера-технолога или главного механика. 

В процессе дуального обучения вновь на важную высоту поднимается значимость  производственных наставников. И это – не случайно. Ведь испокон веку хорошим мастеровым становился человек, рядом с которым был опытный и неравнодушный наставник. Он учил молодого подручного уму-разуму, помогал освоить все тонкости свой профессии. Словом, щедро делился всем, чему сам был когда-то научен. Так и продолжалось – опыт старшего передавался младшему, а потом тот, уже сам, став мастером, делился «грамотой» с другим. И эта ниточка никогда не обрывалась. На заводе по ремонту горнотранспортного оборудования эта ниточка снова соединила две стороны той самой дуальной системы обучения – учителя и ученика. Именно на наставниках лежит основное бремя обучения  молодых рабочих азам профессии.

Знакомясь с тем, как на заводе обстоит дело с обучением ребят из пилотной группы, я оказался в одном из цехов ремонтно-механического участка. Небольшое по размерам помещение, где  установлен сверлильный  станок, является вотчиной  слесаря-ремонтника Асхата Мухамеджанова. Рядом с ним – первокурсник колледжа, его будущий коллега Фархат Алтынбек. Фархат приехал в Экибастуз из поселка Майкаин. Парень понимает, что после окончания колледжа возвращаться домой - нет смысла, работу найти будет сложно. Поэтому старается  хорошо освоить профессию слесаря по обслуживанию и ремонту  горного оборудования, чтобы, воспользовавшись возможностью, которую ему предоставляет пилотный проект, остаться на заводе  Наставник  в свою очередь просто не нахвалится своим подопечным: тот постоянно интересуется  любой мелочью, пытается сам поработать на станке. К сожалению, по правилам техники безопасности Фархат пока не имеет права самостоятельно  становиться к станочному оборудованию.

- Для того, чтобы научить его  работать, – говорит наставник, - я не отхожу от него, показываю, как надо вставлять заготовку в патрон, как подводить сверло к детали, словом, всему тому, что он должен освоить.

Мне вспомнилась моя школьная юность, когда мы, совсем еще подростками, в школьной мастерской  учились работать на токарных станках и наш преподаватель по труду доверял нам вытачивать самые простейшие болты или металлические стержни. Каждый из нас чувствовал себя взрослым и самостоятельным, но больше всего – ответственным. Это очень важно.

Доволен своими подопечными и слесарь шестого разряда по обслуживанию и ремонту горного  оборудования из механического участка Виктор Натха. У него – два ученика,  это Махмет Сымбат и Максат Омаров. Ребята также проявляют интерес к будущей профессии, спешат узнать все тонкости  слесарного дела. Они считают, что это  хороший старт для их производственной карьеры, каждый из них не планирует останавливаться в своем развитии, а мечтает превзойти своих наставников в мастерстве и опыте, чтобы и самим потом стать наставником для следующего поколения молодых ребят.

Работа с учениками – это не тяжелая ноша, которую возложило на плечи опытных наставников руководство компании. Это, как считают сами рабочие педагоги,  почетная миссия. Что может быть важнее, чем передать новому поколению свой богатый жизненный и производственный опыт, научить молодых ребят всему тому, что ты сам можешь! Но есть в этом также и материальная заинтересованность. Каждый производственный наставник ежемесячно получает к основному своему заработку еще и определенную сумму, а если он за время производственной практики подготовит хорошего специалиста, отвечающего всем требованиям дуальной системы подготовки рабочих кадров, то получит дополнительно к своему заработку еще ровно его половину. Заинтересованы в плодотворной учебе и сами ребята из пилотной группы. Компания платит им  ежемесячно минимальную заработную плату, предусмотренную в нашей стране. 

-Курируя учебные процессы,  специалисты компании «Богатырь Комир»  взяли на себя обязанности по определению уровня подготовки учащихся после каждого этапа, - говорит директор учебно-курсового комбината Любовь Шарипова. - Это позволит по рекомендациям инструкторов производственного обучения  дополнять учебно-производственную практику  теоретическими занятиями непосредственно на производстве,  привлекая  для проведения обучения главных специалистов завода по ремонту горнотранспортного оборудования. Реализация дополнительных специализированных программ, предложенных главными специалистами,  позволит проводить промежуточную аттестацию учащихся  в квалификационных комиссиях учебно-курсового комбината, состав которой сформирован из  мастеров электрослесарного дела завода.

Василий Матвеюк

На снимках: наставник и ученик - Асхат Мухамеджанов и его будущий коллега Фархат Алтынбек; доволен своими подопечными Махметом Сымбат и Максатом Омаровым и слесарь-наставник  Виктор Натха; ведущий инженер-технолог завода РГТО Татьяна Недилько проводит консультацию для учащихся.

Фото автора.

 

 

К списку публикаций