Пресс-Центр / Публикации

ИЗ МОЛОДЫХ ДА РАННИХ

03.09.2012

День шахтера

 

 

            Юрий Пеньков – водитель большегрузного автосамосвала «Komatsu» День шахтера  встречает с хорошим настроением. Его признали лучшим работником компании. Такого почетного звания в канун профессионального праздника удостаиваются ежегодно всего 17 человек, и оказаться в их числе – большая честь. А если иметь в виду, что ему нет и тридцати, то такое признание становится еще более значимым.

В советское время таких людей называли «нашими маяками», «маяками производства».  Точнее не скажешь. Ведь их трудовые достижения, ответственное отношение к делу всегда являлись примером для подражания другим. Так что Юрия Пенькова без натяжки можно причислить к маякам производства компании «Богатырь Комир». Хотя его трудовой стаж – только девять лет. Но за этот короткий срок Юрий достиг немало. Некоторым и всей жизни не хватает, чтобы отличиться.

Юрий Пеньков в числе первых из нашей компании освоил вождение зарубежного карьерного автосамосвала «Komatsu». Тогда, еще шесть лет назад, никто из работников предприятия близко не видел импортную технику такой грузоподъемности. Подумать только: в кузов самосвала вмещается сразу около ста тонн угля, это почти два железнодорожных вагона!

Вообще-то Юрий хотел стать налоговиком. Еще несколько лет назад эта профессия была особенно привлекательной. К тому же он учился в престижной школе-лицее №6 с историко-правоведческим уклоном, что и предопределило его выбор. Поступил на факультет «Налоговое дело» Павлодарского университета. Проучился год, но потом, после скоропостижной смерти отца, которому не было и сорока лет, вынужден был бросить учебу. Все, что так хорошо начиналось, вдруг померкло и потеряло смысл. Не стало рядом надежного отцовского плеча. Вместо учебы нужно было думать о хлебе насущном.

Человеку без профессии найти хорошее место сложно. Молодому – особенно. Но Юрию все-таки повезло: его взяли подсобным рабочим на стройучасток  дирекции по капитальному строительству компании «Богатырь Комир».  

Юрий же  думал о будущем. Как только на предприятии открывались какие-то курсы – шел туда. В итоге у него сегодня несколько профессиональных документов. Он, случись что, может стать и стропальщиком, и машинистом кран-балки,  и слесарем… и водителем.

Удивительно, но будто сама судьба вела его доброй рукой по жизненной дороге. Однажды он решил сменить амплуа подсобного рабочего на водителя. Пошел в автобазу, где с ним провели собеседование и тестирование и зачислили в резерв.

-Ждал три месяца, пока мне, наконец, не предложили сесть за руль старенького УАЗика и перевели в грузовую автоколонну, - вспоминает Юрий.

И здесь молодой водитель, как говорится,  пришелся ко двору. Начальник автоколонны Олег Дюко, видя стремление Пенькова к совершенствованию водительских навыков, дальнейшей учебе (Юрий в то время обучался еще и на право перевозки опасных грузов), как-то доверительно спросил Юрия, не хотел бы он освоить большегрузный автосамосвал? Увидев в глазах парня неподдельную реакцию, коротко сказал:

-Пиши заявление, пойдешь учиться на водителя «Komatsu».

Говорят, начни с малого, большое само к тебе придет. Так и  вышло! Юрий Пеньков сегодня относится к числу работников компании,  владеющих самой престижной и перспективной профессией.

Юрий Пеньков принадлежит к категории людей, которым все, на первый взгляд, дается легко и просто. На самом деле, это заблуждение. Любому из нас, чтобы чего-то достичь, нужно приложить немало сил и умения. И настойчивости.

Он вспоминает свои первые дни работы на новом автосамосвале:

-Девятого марта  2006 года я сдал экзамены на право управления «Komatsu», а на следующее утро наступил мой  первый рабочий день. Волновался ли? Не то слово. Адреналин просто зашкаливал. Если еще накануне рядом находился инструктор, то теперь нужно было самому идти в свободное «плавание».

Да, переживать было о чем. Машина новая, дорогая, до конца им не освоенная.

Сел за руль, осмотрелся вокруг. И неожиданно для себя обратился к технике, как к живому существу: мол, не подведи, нам с тобой еще предстоит долго работать. И поехал…

Запомнил Юрий и такую «мелочь». Подъехав к экскаватору, он побоялся сходу стать прямо под ковш. Спустился на землю и мысленно прочертил траекторию движения задним ходом, чтобы кузов оказался прямо под ковшом. Получилось.

Через сутки предстояла ночная смена.

-Первую ночь ожидал с тревогой, - вспоминает Юрий, - глаза широкие, зрачки увеличены…

И это испытание молодой водитель прошел успешно.

-После ночи наступило успокоение, - продолжает он, - спал чуть ли не весь день.

Так начались трудовые будни молодого водителя «Komatsu».

Юрий Пеньков, несмотря на молодость, имеет крепкий внутренний стержень. Он не любит безответственных людей, и себе не дает повода расслабляться даже тогда, когда мог бы это сделать. Был такой случай. Как-то раз мы оказались рядом под капельницами на больничной койке. Я спросил у него: «На больничном?» «Нет, - ответил он, - в отпуске». И коротко объяснил, почему решил использовать отпускные дни для лечения. Оказалось, что на участке в тот период не хватало людей, и он не мог позволить себе продлить отдых, взяв еще и больничный лист. Говорил об этом искренне, не красовался. Ведь не знал, что когда-то о нем напишут в газете.

Видно, все эти качества Юрия стали решающими, когда четыре года назад перед руководством управления  технологического транспорта компании  встал вопрос о назначении бригадира в экипаж горных машин «Komatsu». Пеньков руководит небольшим коллективом из десяти человек. Все они водители, но работают на совершенно разной технике. Николай Бакулин, Максут Карибаев, Юрий Елинов, Абзулла Акишев, Алексей Мальцев – управляют «Komatsu». Трое – Юрий Самсонов, Мурат Абдин и Ержан Айтмагамбетов обслуживают универсальные поливооросительные машины, Сергей Орлов и Сергей Шарапов – машинисты автогрейдеров. Работая наравне со всеми, он успевает давать задания и контролировать их исполнение.

-С обязанностями Юрий справляется хорошо, - говорит директор управления технологического транспорта Виталий Савчук, - у него есть также несколько общественных нагрузок, одна из них – нештатный инспектор по технике безопасности. Одним словом, Пеньков – это тот человек, который может служить положительным примером для других. Постоянный участник профессиональных конкурсов. Каждый раз занимает призовые места. Порадовал он нас и в соревнованиях, посвященных 55-летию Экибастуза, завоевав первое место в классе машин «Komatsu». Одним словом, Юрий перспективный, целеустремленный человек, именно такие люди являются для нашей компании надежной опорой.

Директор добавил также, что в ближайшие дни на монтажную площадку начнутся поставки узлов и агрегатов нового большегрузного карьерного 150- тонного самосвала «Caterpillar». Всего же на «Богатыре» таких машин будет четыре. Техника серьезная, которая потребует такого же серьезного отношения к себе со стороны тех, кто будет ее обслуживать. В УТТ уже утвердили кандидатуры водителей, которые  пересядут на новые машины. Пеньков – первый в этом списке. Через несколько дней в учебно-курсовом комбинате начнется обучение будущих водителей «Caterpillar». Параллельно они же будут принимать участие в монтаже машин.

Юрий Пеньков – человек, который постоянно смотрит вперед. В его ближайших планах – получить высшее образование, связанное с его сегодняшним профилем работы.

-В этом году пробовал поступить в ЕИТИ, но не получилось, - сетует Юрий, оказалось, что теперь все, даже те, кто собирается учиться заочно, должны обязательно пройти тестирование. Недобрал несколько баллов. Придется немножко посидеть над учебниками. Надеюсь, что в следующем году я стану студентом.

У него все получится. Он планирует, получив высшее образование, подняться по карьерной лестнице. Хочет поначалу стать механиком или начальником смены. А потом, глядишь, можно будет подумать и о должности повыше. Не оставаться же всю жизнь водителем.

Путь к осуществлению мечты не всегда гладкий и простой. Юрий это хорошо понимает. Сожалеет о том, что рядом нет надежной отцовской опоры. Но мир не без добрых людей. На работе его окружают хорошие друзья и коллеги.  Дома – дед жены Николай Иванович Убираев. Он много лет трудился на «Богатыре» машинистом экскаватора ЭРШРД-5000, был в составе сборного экипажа, которому в ноябре 1997 года доверили право отгрузки миллиардной тонны угля, добытой на разрезе со дня пуска его в эксплуатацию.

-Николай Иванович замечательный человек, - говорит Юрий, - мы с ним часто видимся, подолгу беседуем, он рассказывает о своей молодости и работе на разрезе, я о своих успехах и проблемах. При этом он ненавязчиво мне дает советы, к которым я обязательно прислушиваюсь…

 

На снимке: Юрий Пеньков.

Фото Анатолия Бутырина.

 

К списку публикаций