Лица

Дорога до стального юбилея

31.01.2019

Богатырское погрузочно-транспортное управление компании "Богатырь Комир" прошло большой путь становления. В славную историю предприятия за 40 лет его существования были вписаны фамилии профессионалов, которых без преувеличения можно назвать крестными отцами железнодорожных артерий Экибастузского угольного бассейна. Это Георгий Степанович Гридин, Станислав Павлович Куржей, Иван Петрович Федотов, Николай Митрофанович Белик, Иван Петрович Опанасенко, Василий Фролович Гаврюшин, Геннадий Семенович Польщиков, Владимир Семенович Литвиненко, Алексей Сергеевич Гуторов, а также люди, которым доверили возглавлять БПТУ в разные годы. 

 

Испытаны на прочность 

Для первого руководителя Богатырского погрузочно-транспортного управления (БПТУ) - Михаила Богомякова все 44 года работы на угледобывающем предприятии являются знаменательными. Однако один из них в его воспоминаниях оставил особенный след.

Михаил Петрович проделал большой путь от дежурного по станции ПТУ треста "Иртышуголь", организованного в апреле 1957 года, до генерального директора ТОО "Разрез "Северный". На его глазах и с его участием был введен в эксплуатацию разрез "Богатырь", шло развитие железнодорожной транспортной системы предприятия, которое в то время большими темпами увеличивало объемы транспортировки угля и вскрыши.

В 1973 году в составе ПТУ была образована путевая машинная станция. Чуть позже на базе поверхностного ж/д транспорта разреза "Богатырь" появилась техническая единица ПТУ, а 1 февраля 1979 года приказом генерального директора производственного объединения "Экибастузуголь" Станислава Куржея на его основе было создано Богатырское погрузочно-транспортное управление. После дальнейшей реорганизации железнодорожного транспорта появились Экибастузское и Восточное ПТУ.  

Как бы предвосхищая большие события, шло серьезное техническое перевооружение подвижного состава. На смену паровозной тяге пришла электровозная, были запущены думпкары. Строились подстанции, распределительные посты, сотни километров контактных сетей, линий электропередач. Все это приходилось проводить без остановки производства, как говорится "под колесами", обучать и переобучать персонал к работе на новой технике, внедрять новую технологию ремонтов, переоснащать существующие депо, стоить и вводить в эксплуатацию новые...

- Настоящим испытанием на прочность и выносливость для трудящихся разреза "Богатырь" и БПТУ стал 1985 год, - рассказывает Михаил Петрович, - За этот год было погружено и вывезено 56,8 млн.тонн угля. Погрузка составляла 155,6 тыс.тонн угля в сутки, а это 2350 вагонов или 34-35 маршрутов. То есть каждый час со станции "Богатырская" отправлялось по 1,5 маршрута. В этом же году четвертая локомотивная бригада ОПЭ-1 №254 вывезла миллиардную тонну угля, добытую с начала эксплуатации Экибастузского угольного бассейна...

 

Первый Наурыз - от горняков-железнодорожников 

Леониду Ересько, начальнику БПТУ с 1989 по 1999 годы, запомнился период работы, когда началось освоение подсобного хозяйства при генеральном директоре объединения Вячеславе Каландаришвили.

- Силами коллектива управления было построено мощное подсобное хозяйство. У нас было 500 голов лошадей, а свиное поголовье доходило до двух тысяч. Мы завозили лошадей, зерно, фураж с Алтая. На праздники и дни рождения наших работников им выписывали мясо на двоих-троих человек: кому лошадь, кому поросенка. Мясо также привозили в магазин и продавали по участкам. На озере Сарыколь, что в стороне аэропорта, развели рыбу - карасиков - и устроили зону отдыха для трудящихся. Наши работники выезжали туда между сменами. Для этого выделялся транспорт...

При заместителе генерального директора по экономике Тусупхане Касымжанове горняки-железнодорожники провели первый Наурыз в Экибастузе. Для этого я создал комитет по подготовке к празднику, в который вошли видные казахи, знающие свои обычаи. Впервые около здания городской администрации поставили юрты. Я до этого ни разу не был в юрте. За юртами и их убранством ездили в Майкаин к оралманам. Помню, как долго учились их собирать. Для меня, для украинца, лучшим салом стал настоящий бесбармак с казы, шужук, карта с зеленью и сурпой....

В самом крупном подразделении 

Владимир Колесников стоял у руля БПТУ с 1999 по 2005 годы. За это время произошло укрупнение предприятия - объединение Богатырского и Восточного ПТУ. Позже в его состав вошли железнодорожные подразделения разреза «Богатырь» и Северного ПТУ.

- Это было самое большое производственное подразделение компании, с численностью свыше 2,6 тысяч человек, - вспоминает Владимир Витальевич, - Оно объединяло в себе около сорока производственных участков. Время было интересное. Формировался новый коллектив, нарабатывалась новая организационная структура управления БПТУ, выполнялась реконструкция железнодорожных станций, электрификация железнодорожных путей, модернизация тяговых агрегатов ОПЭ-1. Работать было интересно, и время летело быстро...

 

С юмором и традициями 

- Меня в коллективе называли "веселым директором", - улыбаясь, рассказывает Артур Хачатурян, руководивший управлением с 2005 по 2010 годы, потому что к обязанностям директора БПТУ я приступил в Международный день смеха - 1 апреля.

На самом же деле ныне генеральный директор ТОО «Railways Systems KZ» Артур Вагидович просто очень позитивный и открытый человек, которому на угледобывающем предприятии не раз приходилось возглавлять серьезные объекты.

- Участок "Путь-1", начальником которого я был в девяностых годах, находился в "богатырской" нечетной горловине. На нее приходилось 70% объемов добычи угля. При бешеном рабочем темпе осваивали технику. Помимо этого зимой и работники, и представители аппарата управления, все, кроме женщин, занимались снегоборьбой. Бураны в то время были не чета нынешним.

Вместе работали, вместе отдыхали. В БПТУ даже обычай такой был - рядовые железнодорожники вместе с начальством выезжали за город на отдых в выходные дни.

Еще одной традицией, которая зародилась давно, но до сих пор живет в управлении, стало празднование Дня железнодорожника и проведение конкурсов среди машинистов подвижного состава и помощников. Я помню, когда в 2003-2004 годах впервые начали ставить стакан с водой на сцепку, у многих машинистов не получалось его не уронить. Один из них пошутил, что "как бы в стакан было бы налито что-нибудь другое, то тогда точно не упал бы". Вот мы и проверили это - поменяли содержимое. И, действительно, ни один конкурсант при сцепке локомотива с вагоном не уронил граненую меру мастерства...

Меня радует, что железнодорожники "Богатырь Комир" продолжают заниматься благоустройством промплощадок, ухаживая за газонами и другими насаждениями. Это тоже можно назвать своеобразной традицией. Проект по озеленению БПТУ начался еще при моем руководстве, когда на предприятие пришли новые инвесторы...  

 

Правильный курс и совершенствование 

Производственный и профессиональный путь руководителя БПТУ с 2010 по 2017 годы Александра Григорьева, определил начальник депо станции «Степная»  разреза «Богатырь» Лев Михайлович Прокопьев. Александр Михайлович устроился туда на работу слесарем по ремонту подвижного состава в 1975 году после службы в Советской  армии. С тех пор ему встретилось еще немало железнодорожников-профессионалов, которые стали для него верными наставниками и помощниками в работе. Это: Владимир Семенович Литвиненко, Геннадий Николаевич Ашихмин, Анатолий Семенович Козулин, Михаил Иванович Москвин, Алексей Сергеевич Гуторов, Геннадий Николаевич Угаркин,  Еркен Жунусович Рахмангулов, Игорь Петрович Журавлев,  Александр Николаевич Голод, Иван Петрович Суседкин, Николай Демьянович Кастрицкий, Василий Михайлович Игумнов, Геннадий Григорьевич Зайцев и многие другие. «Чтобы перечислить всех – не хватит и газетной полосы», - подмечает Александр Михайлович. С особым уважением он говорит о тех, кто возглавлял и возглавляет БПТУ:

- Богомяковым Михаилом Петровичем и Ересько Леонидом Сергеевичем был задан правильный курс, расставлены верные приоритеты, заложен хороший фундамент для дальнейшего развития предприятия.

На долю руководителей Владимира Витальевича Колесникова, Артура Вагидовича Хачатуряна и мою выпало заниматься укреплением и совершенствованием всего, что было достигнуто прежними руководителями.

Сегодня предприятием управляет новое поколение. Агыбай Казкенович Покатаев возглавляет Богатырское ПТУ с июля 2017 года. Агыбай Казкенович прошел хорошую производственную школу, начинал с монтера пути и прошел все ступени карьерного роста. Подразделения, которыми он руководил, всегда были в числе образцовых. Азат Бакытжанович Кабдрашитов - главный инженер, амбициозный, энергичный, творчески мыслящий, подающий большие надежды. С уверенностью могу сказать – предприятие в надежных руках…

Железное золото 

Сегодня Богатырское погрузочно-транспортное управление имеет хорошее техническое оснащение, внедряя в свое производство цифровые технологии и международный опыт. С целью совершенствования производственных процессов с 2012 года успешно применяются современные, эффективные способы управления производственным процессом, такие как «Производственная система РУСАЛ» и  Lean Six Sigma. С ноября 2014 года компания «Богатырь Комир» запатентовала собственный товарный знак BPS (Bogatyr Production System). Богатырское ПТУ активно участвует в реализации данных программ.    

Однако основной силой, обеспечивающей устойчивое развитие БПТУ, по словам директора управления Агыбая Покатаева, являются люди, их профессионализм, заслуги, достижения и победы.

- Железным золотом мы называем наш коллектив, в котором трудится почти две тысячи человек. Более 1200 из них удостоены различных наград и званий. Пятеро наших железнодорожников являются Почетными шахтерами, тридцать четыре – Почетными работниками угольной промышленности, двое – Почетными механизаторами угольной промышленности, девяносто четыре - кавалерами знака «Шахтерская слава».

Особое место занимают трудовые династии БПТУ: Копновых, Новиковых, Султановых, Турсунбаевых, Мынбаевых, Хасаевых, Рожок, Коноваловых и других работников управления. Наши работники добиваются успехов не только в трудовой деятельности. Среди железнодорожников есть именитые спортсмены. Их фамилии известны в компании «Богатырь Комир»,  а также в республике и даже на международной спортивной арене. Это футболист, чемпион мира, мастер спорта Мурат Ахметшарипов, тяжелоатлет, мастер спорта по армрестлингу Алексей Сазонов, вдохновитель и тренер «богатрырской» футбольной команды ветеранов Александр Петров, шахматист Сергей Орехов, лидер команды по туризму Юрий Воробьев, ветеран спорта, неизменная участница соревнований по разнообразным видам спорта Елена Нападовская и многие другие.

У нас есть музыканты и певцы - Нурмахан Байбешов, Руслан Мусин, Азамат Оздоев, художники и мастера – Юрий Лысенко, Анар Шайбеков, Кайыргельды Даирбаев, а также рыбаки, которые ежегодно становятся победителями и призерами зимней «Богатырской рыбалки».

БПТУ, следуя славной традиции, развивает наставничество, продолжает шефскую работу над учащимися школ, ПТШ-18, участвует в городских благотворительных мероприятиях, в праздновании Наурыз мейрамы, Нового года, чествует своих ветеранов.

Успех Богатырского погрузочно-транспортного управления – это заслуга всех его работников. Сегодня я поздравляю каждого из них с юбилеем управления и желаю крепкого здоровья, семейного благополучия и новых достижений в труде!

Беседовала Марина ПОНКРАТОВА 

Фото из архива управления и участников беседы. 

 

К списку статей Лица