Лица

Путевый человек - путевая работа

02.05.2018

«Чтоб поезда неслись без остановок,

Чтоб машинист спокоен был в пути,

Пешком по шпалам в зной и непогоду

Он должен с молотком пройти», - так об одной из важнейших профессии на железной дороге рассказывает детская загадка. Монтер пути – в народе путеец – фигура приметная.  Где бы он не находился - на железнодорожном полотне, около станций и разъездов, на перегонах и мостах - его всегда выдаст оранжевый жилет и инструменты: большие молотки с длинными рукоятками, лопаты, кувалды и другие, название которых простому обывателю неизвестны.

Завесу над этой профессией нам приоткрыл монтер пути участка Пути №2 железнодорожного комплекса разреза «Богатырь», передовик компании «Богатырь Комир» Кайрат Аканов.

- Важность нашей работы переоценить сложно, - вторит незатейливому четверостишию Кайрат Касенгалиевич. – От нашей собранности, умения увидеть даже маленькую неисправность железнодорожных путей зависит безопасность жизни машинистов подвижных составов и стабильность работы угольного предприятия.

- А чем конкретно занимаются путейцы?

- Текущим содержанием пути. Мы меняем шпалы, пришедшие в непригодность, устраняем зазоры между рельсами, подтягиваем гайки, регулируем стрелки. От движения железнодорожного состава, рельсы могут расходиться или сходиться, поэтому мы должны следить за шириной колеи – расстояние между рельсами всегда должно быть определенное. Если вовремя не устранять это несоответствие, состав может сойти с пути.

Несмотря на то, что монтер пути - одна из самых массовых профессий на железной дороге, она требует свойственных только ей, особенных навыков, знаний, сил и выдержки. Путейцу нужно хорошо разбираться в свойствах грунта, в способах укладки рельсов и шпал, выполнять массу других операций.  

Все эти нюансы наш собеседник знает, как свои пять пальцев. Богатый опыт пришел к нему вместе с солидным стажем работы. В должности монтера пути он работает уже почти 23 года. Наш герой шутит, что по проложенным им за это время железнодорожным путям можно доехать до БАМа. Хотя эта шутка больше похожа на правду. Протяженность стальной магистрали на угольных разрезах ТОО «Богатырь Комир» насчитывает не одну сотню километров.

Благодаря своим личным качествам, внимательному отношению к делу и верности выбранной профессии Кайрат Касенгалиевич дослужился до четвертого разряда. В прошлом году по решению руководства «Богатырь Комир» его выбрали в качестве лучшего работника компании. Фото монтера пути заняло свое достойное место на доске почета вместе с фотографиями других выдающихся людей предприятия.

Мы поинтересовались, как Кайрату Касенгалиевичу столько лет удается сохранять форму. Ведь инструменты путейца увесистые, и практически всю смену приходится быть на ногах и работать физически. Он нам ответил, что в этом большую помощь ему оказали занятия футболом. Увлекаться им он начал еще в молодости. В свое время защищал честь «богатырских» горняков, играя в составе сборной команды «Богатырь Комир». Спортивные тренировки и нагрузки сделали свое доброе дело, поэтому и сейчас в свои 52 он полон сил и жизненной энергии.

Рассуждая над закономерным вопросом по поводу того, не пожалел ли он хоть однажды о выбранной профессии, Кайрат Аканов резюмирует:

- Несмотря на то, что профессия моя тяжелая, летом или зимой, в слякоть, стужу и в жару работать приходится под открытым небом, чтобы сменить ее не думал ни разу. Наверно, это судьба – связать свою жизнь с железной дорогой. Сразу после армии я устроился осмотрщиком вагонов на железную дорогу. Потом пришел на разрез в качестве путейца. Работа сразу пришлась по душе.

Моя работа, мой личный пример помогли моим сыновьям Жантлеку и Нуртлеку определиться в жизни. Они закончили техникумы по железнодорожным специальностям и оба устроились в компанию «Казахстан Темір Жолы». Сейчас подрастают внуки. Если и они захотят стать железнодорожниками, я буду очень рад помочь им советом и делом. Ведь работа эта – путевая.

Марина ПОНКРАТОВА

Фото Олега МАЛЬЧУКА.

 

К списку статей Лица