ПЕРВОПРОХОДЕЦ

11.10.2012

Г.С.Гридину – 100 лет.

                                        

В ноябре  общественность города Экибастуза будет отмечать сто лет  со дня рождения Георгия Степановича Гридина, вклад которого в развитие Экибастузского угольного бассейна неоценим. Своими воспоминаниями об этом человеке делится ветеран-железнодорожник Михаил Петрович Богомяков.

Георгий Степанович Гридин возглавил трест «Иртышуголь» в 1956 году, и с этого момента началась новая летопись бассейна. Из предыдущих публикаций читатели узнали много интересных и поистине познавательных примеров не только  из истории экибастузского угольного месторождения, но и из очень насыщенной, многогранной биографии самого Георгия Степановича. Одна из ярких ее страниц – строительство и сдача в эксплуатацию (1959-1963 годы), а затем техническое перевооружение Иртышских угольных разрезов 1, 2 и 3. Решая эти непростые задачи, Георгий Степанович проявил свои недюжинные организаторские и деловые качества, что способствовало увеличению мощности разрезов до 22 миллионов тонн угля в год.

Необходимо было также уделять массу внимания поставке угля потребителям нужного стандарта по кусковатости.  Добиться этого было сложно, ведь уголь отгружался ковшовыми экскаваторами СЭ-3, которые не могли дробить огромные куски на более мелкую фракцию.

Поэтому Гридин первым делом занялся этой проблемой. Было принято решение построить на станции Углесборочная-1 (ныне Трудовая) технологический комплекс по дроблению и усреднению угля.  Комплекс был введен в эксплуатацию в 1966 году. Уголь из разреза должен был доставляться сюда вагонами-тальботами с боковой карманной разгрузкой. К сожалению, такие вагоны по многим причинам оказались не пригодными к эксплуатации, и тогда их заменили думпкарами грузоподъемностью 60 тонн. В результате долгих испытаний специалисты треста «Иртышуголь» пришли к заключению, что и сам комплекс не отвечает тем требованиям, которые изначально предъявлялись к нему. Комплекс остановили. Но проблема кусковатости осталась нерешенной еще на несколько лет. Она оказалась «по зубам» только роторным экскаваторам.

Железнодорожная технология с паровозной тягой также не справлялась с транспортировкой все возрастающих объемов угля и вскрыши, и тогда управляющий трестом Гридин взял курс на техническое перевооружение предприятия, заменив  паровозную тягу на электровозную и тепловозную. Это был громадный прорыв в технологии транспортировки угля и вскрыши.

Одновременно на станциях внедрялась электрическая централизация, строились посты электрической централизации по управлению стрелками и сигналами. Тем самым был решен серьезный вопрос по ликвидации профессии стрелочника, самой опасной профессии на железнодорожном транспорте. Для работы на новой технике требовались квалифицированные машинисты и их помощники.

По указанию Гридина были организованы курсы по переквалификации работников, налажен набор и подготовка кадров по ремонту электровозов и тепловозов, работников служб контактной сети, СЦБ и связи, энергохозяйства.

В процессе технического перевооружения изменилась также технология строительства, эксплуатации и ремонта железнодорожных путей, здесь начали эксплуатировать путевые машины ВПО-3000, ВПО, ВПРС, путевые и контактные дрезины, то есть содержание путей было переложено на технику и механизмы, что резко снизило аварийность.

 Георгий Степанович добивался снижения ручного труда на производстве, всячески поощрял тех, кто проявлял изобретательность, по-хозяйски относился к тому делу, которым занимался. В результате, принимаемые меры позволили значительно поднять производительность труда, снизить себестоимость перевозок.

На рост производительности труда также положительно влияла и организация социалистического соревнования между локомотивными и экскаваторными бригадами, сменами начальников смен и диспетчерами железнодорожного транспорта, которое было под неослабным контролем лично Георгия Степановича.

В начале шестидесятых годов в Экибастузе зародилось  общественное движение «Дети – наше будущее». К этой работе по инициативе Гридина были подключены партийные, профсоюзные, комсомольские организации всех предприятий треста «Иртышуголь», они постоянно занимались оказанием шефской помощи школам, в классах работали производственные вожатые. Это дало положительные результаты: повысилась успеваемость учащихся, улучшилось материальное обеспечение школ, именно тогда  учебные классы стали преобразовываться в кабинеты. Был колоссальный духовный подъем педагогического и производственного персонала. Выпускники школ Экибастуза высоко котировались при поступлении в вузы страны. Подавляющее число окончивших высшие учебные заведения, возвращались в Экибастуз, где впоследствии становились руководителями.

С ростом производства обострился вопрос по подготовке и переподготовке инженерно-технических кадров. По инициативе Георгия Степановича в 1963 году в Экибастузе был открыт филиал Павлодарского индустриального института с трехгодичным общефакультативным обучением. Первыми выпускниками филиала были такие руководители, как В.Ф. Гаврюшин, М.И. Кошелев, Д.П. Мелехов, Н.Ф. Баренков, А.Т. Кузнецова и многие другие, вклад которых в развитие угольной промышленности  Экибастуза огромен. Впоследствии филиал перерос в самостоятельное высшее учебное заведение.

Особенно ярко проявился организаторский талант Георгия Степановича Гридина при проектировании, строительстве и пуске в эксплуатацию самого мощного в мире разреза 5/6, который в 1972 году был переименован в разрез «Богатырь».

Первая очередь разреза мощностью 5 миллионов тонн в год была введена 30 ноября 1970 года. За ходом развертывания добычи угля на «Богатыре» осуществлялся постоянный контроль со стороны не только Минуглепрома СССР, но и партийных органов самого высокого уровня. Под руководством Гридина было введено 6 очередей разреза «Богатырь» с суммарной мощностью 30 миллионов тонн в год.

За высокие показатели по развитию угольного производства в Экибастузе и выполнение семилетнего плана (1959-1965гг.) трест «Иртышуголь» в 1966 году был награжден орденом Трудового Крестного Знамени, а Георгию Степановичу Гридину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Заслугой Гридина, несомненно, является подготовка руководителей производства того времени, к ним по-праву относятся: С.П. Куржей, В.С. Клячев, А.Д. Юшкин, Н.Д. Юшкин, Н.М. Белик, В.Д. Баскин, П.И. Сушко, Н.Ф. Федорякин, И.П. Павлюк, И.П. Опанасенко, В.Ф. Гаврюшин, Г.С. Польщиков, А.Д. Скромный, Р.К. Абенов, Л.А. Ларионов, М.Г. Полосин, П.А. Никифоров, Н.А. Дальдибеков и многие другие.

Двадцатилетняя деятельность Георгия Степановича Гридина в Экибастузе по освоению уникального угольного бассейна, а также по развитию поселка, а затем и города, высоко оценена ЦК КПСС и  Правительством СССР: он награжден двумя Орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Был полным кавалером знака «Шахтерская слава», имел звание «Заслуженный шахтер Каз.ССР». Его именем названа одна из улиц города.

Столетний юбилей Георгия Степановича Гридина трудящиеся Экибастуза отметят достойно, а его заслуги будут передаваться из поколения в поколение.

 

Михаил Богомяков,

ветеран труда, железнодорожник.

К списку новостей