ПЛАНКА БЫЛА ВЫСОКОЙ

31.08.2012

В честь Дня шахтера.

 

                                    

            В канун Дня шахтера «Богатырь Комир» принимал многочисленных гостей из разных регионов Казахстана, которые приехали к нам для участия в первом республиканском конкурсе операторов техники «Caterpillar». Организаторами состязаний выступили компания «Борусан Макина-Казахстан» - официальный дилер известной в мире фирмы «Caterpillar», производящей целый спектр горнодобывающей техники и оборудования, и компания «Евротайр», выпускающая различные виды шин для этой техники.

            Для проведения соревнований компания «Богатырь Комир» выделила полигон размером почти в тысячу квадратных метров на двухсотметровой глубине разреза «Северный». Только на планировку этой территории ушло несколько дней.

А накануне соревнований представителям «Борусан Макина-Казахстан» и работникам компании «Богатырь Комир» пришлось изрядно потрудиться, чтобы сделать разметку на трех площадках, где должны показать мастерство вождения операторы карьерного автосамосвала, бульдозера и автогрейдера, и выставить на трассах яркие фишки. Дул сухой, назойливый ветер. Мелкая угольная пыль кружилась в чаше разреза, попадая в глаза, нос, за воротник… Если завтра будет так же, то конкурсантам и болельщикам придется не сладко.

Осенняя погода изменчива. Всю ночь лил дождь с ветром. Он принес на разрез не только прохладу и чистый воздух, но и «навел» порядок на уже подготовленных трассах: разбросал пластмассовые фишки, сильно промочил дорогу, по которой должна перемещаться техника, кое-где порвал ленты сигнального ограждения…

На устранение этих проблем ушло до получаса. Конкурсанты из других регионов не теряли времени даром, знакомились друг с другом, прощупывая возможности своих соперников, любовались неземным пейзажем старейшего в Экибастузском угольном бассейне разреза «Северный».

Итак, пора начинать. С приветственным словом к конкурсантам и болельщикам, которые специально приехали в это субботнее утро понаблюдать за ходом соревнований, обратился директор горного департамента компании «Борусан Макина-Казахстан» Аман Шакенов. Он поздравил всех присутствующих с праздником – Днем шахтера, пожелал успехов в состязаниях. К слову. Аман – наш земляк. Он родом из соседнего Майского района, 16 лет назад окончил Экибастузский горный техникум, получив профессию электромеханика. Потом учился в Казахском Национальном Техническом университете имени Каныша Сатпаева на факультете «Горные машины и оборудование». И уже с дипломом горного инженера был принят на работу в компанию «Борусан Макина-Казахстан».

-Цель сегодняшнего конкурса – еще выше поднять престиж профессии оператора техники «Caterpillar», - продолжил Аман Шакенов, - надеюсь, что вы сегодня покажете настоящее мастерство вождения. Желаю успехов!

 

Подобные соревнования в Казахстане проводятся впервые, но уже четвертые по счету в странах СНГ. Пока что наши операторы не блистали успехами за пределами своей страны. Между тем, оказывается, уже много  лет в разных точках планеты, где на горных работах используется техника фирмы «Caterpillar», проходят международные состязания в конкурсе «Chellenge». Несколько раз в них принимали участие российские операторы, однако выше 38 места не поднимались. Уж очень жесткие и сложные его условия. Главное требование конкурса «Chellenge» - участники должны одинаково хорошо владеть управлением карьерным самосвалом, бульдозером и автогрейдером. То есть, должны быть универсалами. Чаще всего на этих состязаниях лидерами становятся голландские мастера вождения, которые поставили подготовку специалистов на высший уровень.  Нашим операторам пока что далеко до этого. Но все, как говорится, начинается с малого.

-Сегодняшние соревнования – это первый этап подготовки к конкурсу «Chellenge», - сказал, обращаясь к участникам, инструктор по управлению и эксплуатации горной техники фирмы «Caterpillar» Московского представительства «Caterpillar-Евразия» Александр Владыкин, который неоднократно принимал участие в международных конкурсах, - и для начала мы взяли всего лишь один элемент из этого конкурса. Но планка здесь гораздо выше той, что обычно бывает, когда вы проводите соревнования у себя на предприятиях.

Когда все формальности были соблюдены, независимый судья Александр Владыкин пригласил участников на исходные позиции. Первым начинать всегда трудно. И никто из сегодняшних конкурсантов по своей воле не вызвался возглавить старт. Прибегли к жребию.

В числе участников конкурса три представителя «Богатырь Комир». Это водитель карьерного автосамосвала, неоднократный призер конкурса «Лучший по профессии» компании Валерий Гребнев, победитель Московского Международного конкурса операторов бульдозера Талгат Татиев и новичок соревнований – оператор автогрейдера Виктор Мальцев. Виктор пока не имеет опыта участия в подобных конкурсах, поскольку  в нашей компании еще не проводились состязания среди водителей этой техники.

Конечно, все наши надежды связаны с Талгатом Татиевым, ведь он уже несколько раз принимал участие в Международных конкурсах, имеет солидный опыт. Кто, если не он, должен стать победителем!  Валерий Гребнев тоже водитель-ас. Это звание он в очередной раз подтвердил на прошедших в честь 55-летия Экибастуза соревнованиях в номинации «Водитель карьерного самосвала «Caterpillar».

Состязания начались одновременно на трех площадках. Обратил внимание, что нашим участникам повезло – никто из них не попал  в число стартующих. Значит, у них есть возможность понаблюдать за своими соперниками, и если те допустят какие-то промахи, учесть их при прохождении трассы.

О том, что условия нынешнего конкурса намного сложнее тех, что проводятся у нас, сразу стало видно уже на старте. Вот с правой площадки тронулся в путь автосамосвал. И буквально через десяток метров протаранил большую металлическую бочку, выставленную в качестве фишки. Смятая емкость откатилась в сторону. Потом под колесами оказались сразу две пластмассовые фишки. Да, и вправду, непростую трассу разметили организаторы конкурса!

Вот рядом включил двигатель водитель автогрейдера. Как только он тронулся с места, даже непосвященным в тонкости вождения этой техники стало понятно, что ему придется нелегко. На самом деле, вспомнил я слова Александра Владыкина, который сказал, что труднее всех придется автогрейдеристам, ведь для них приготовлена очень сложная трасса. Длина этой техники составляет около десяти метров, и чтобы виртуозно маневрировать на ней, когда из-под колес вылетает грязь от вчерашнего дождя и от этого машина идет юзом, нужно быть мастером высочайшего класса. По ходу трассы конкурсантам необходимо выполнить две очень сложные манипуляции: сначала одним краем ножа сбить с небольшой металлической тумбы установленный на ней шарик диаметром не больше пяти сантиметров, затем это же самое – только уже два шарика, расположенных на двух противоположных тумбах.

Наш Виктор Мальцев стартует третьим, поэтому я поспешил на левый фланг полигона, где мастерство демонстрировали операторы бульдозера. Талгат Татиев среди своих соперников выглядел спокойным и уверенным, и это придавало уверенность в его победе. Здесь я задержался дольше всего, хотелось своими глазами увидеть, как работает мастер высокого класса.

Стартовал он замечательно. Выполнив несколько запланированных конкурсом манипуляций, Талгат затем остановил бульдозер, сделал на нем два-три маневра, точно подставив кончик клыка-рыхлителя над шляпкой большого гвоздя, еще несколько мгновений – и тот на всю длину вонзился в утрамбованную угольную массу. Для меня всегда было секретом, как можно, сидя в кабине бульдозера, практически ничего не видя перед собой, забивать клыком гвозди или закрывать огромной отвальной лопатой спичечный коробок! У Талгата все это получается просто и легко.

После выполнения практических заданий каждый конкурсант спешит занять место за столом, где для них приготовлены еще и тестовые теоретические вопросы. По словам Александра Владыкина «они настолько простые, что ответить на них не составит труда, это так же, если бы у вас спросили вашу фамилию». Тем не менее, некоторым участникам пришлось поморщить лоб.

Но вот, наконец, конкурсный марафон, длившийся несколько часов, подошел к концу. Организаторы мероприятия сообщили, что итоги будут оглашены на торжественном ужине, куда приглашаются все участники.

В томительном ожидании прошло еще несколько часов. И вот, наконец, звучат фанфары и директор горного департамента компании «Борусан Макина-Казахстан» Аман Шакенов оглашает итоги. Первое место среди операторов большегрузного автосамосвала завоевал водитель АО «Варваринское» из Северо-Казвахстанской области Николай Семиниченко, первое место среди операторов автогрейдера занял Виктор Мапльцов из компании «Богатырь Комир», первое место среди операторов карьерного автосамосвала завоевал Садибек Айтбеков, представлявший компанию «Алтынтау» из Акмолинской области.

Наш Талгат Татиев, к сожалению, занял второе место. Соревнования лишний раз подтвердили, что нужно всегда быть нацеленным на победу!

Всем, поднявшимся на высшую ступеньку пьедестала почета, организаторы конкурса вручили сертификаты на недельный тур на два человека в Турцию, занявшие второе и третье места получили конверты с солидной денежной премией.

К списку новостей