БУДЕМ ПИТЬ ШАМПАНСКОЕ!

05.02.2014

Опыт.

                                              

            Мы уже писали о том, что в начале января 2014 года в компании «Богатырь Комир» в торжественной обстановке были подписаны договоры коллективов пяти экскаваторных бригад с администрацией разреза «Богатырь», согласно которым обе стороны берут на себя обязательства по оперативному решению производственных вопросов и обеспечению условий для выполнения установленных показателей. К четырем бригадам, которые в прошлом году уже «обкатали» договорную систему, на этот раз присоединился экскаваторный экипаж с ЭКГ-12 №1605 во главе с опытным машинистом Валерием Гаасом.

Новый экскаватор после двухмесячного монтажа стал в угольный забой за две недели до наступления Нового 2014 года. Эти 12 дней стали для бригады своеобразным испытательным периодом, когда нужно было освоить машину в работе, приспособиться к ее «нраву», понять на практике все ее возможности, оценить потенциал и произвести наладочные работы в забое. Чтобы с чистого листа начать писать очередную главу истории не только новой техники, но и бригады.

Экипаж состоит из десяти человек. Его костяк – это хорошо проверенные, надежные люди, с которыми за два десятка лет совместной работы съеден, как говорится, не один пуд соли. А это важно. Ведь в любом деле, которое выполняется коллективно, необходима слаженность, понимание задач, стремление достигать намеченной цели. Когда можно положиться на своего товарища, как на самого себя. В этом смысле  Валерию повезло.  Машинисты Леонид Мясников, Виталий Харахорин, Ерлан Капаров, Сергей Пануркевич - настоящие мастера своего дела. Вместе с ним они трудились на одноковшовых экскаваторах ЭКГ-4у, ЭКГ-6,3ус. А вот теперь горнякам доверили еще один – усовершенствованный и модернизированный вариант ижорских машиностроителей – ЭКГ-12 усм. Кстати, экскаватор этой модификации впервые поставлен в Казахстан и приобрела его компания «Богатырь Комир».

Монтаж 720-тонной махины экипаж Валерия Гааса производил совместно со специальной бригадой завода по ремонту горнотранспортного оборудования. Техническую поддержку осуществляли представители завода-изготовителя из Санкт-Петербурга. Не только для молодых помощников - Александра Герасименко, Мирата Сатыбаева, Кайрата Кулатаева, Бахыта Тулеубаева, Рашида Жумашева, но и для опытных ветеранов, процесс сборки стал хорошей школой. Каждый из них  пропустил через собственные руки каждую деталь, каждый узел экскаватора и теперь со знанием  дела может показать, где что находится и из чего состоит.

-Тот, кто опробовал новую технику, тот поймет мои ощущения, - делится Валерий, - в кабине все еще пахнет свежей заводской краской, она имеет большой обзор, перед глазами - монитор, на котором отображается вся информация, необходимая машинисту для правильной и качественной эксплуатации узлов и электрического оборудования. Несмотря на то, что экскаватор снабжен сложными схемами, управлять им стало гораздо проще в сравнении со старой  техникой. Одним словом,  нас устраивают условия, в которых приходится работать.

К хорошим условиям можно отнести также небольшое помещение бытовки в самой кабине, где имеется все необходимое для приема пищи. За час, отведенный водителям автосамосвалов на обед, дежурная смена успевает разогреть в микроволновке еду, которую хранят здесь же, в холодильнике, вскипятить чай, не торопясь, перекусить и даже немного отдохнуть. Все это дает также время на то, чтобы осмотреть экскаватор, рабочее оборудование и узлы, произвести их смазку.

- На «Богатыре» я работаю с 1974 года, - попивая горячий чаек, рассказывает ветеран бригады машинист экскаватора Леонид Мясников, - сам не верю, в этом году уже сорок лет исполняется! Начинал также на новой машине, вот теперь повезло еще раз. Тот, мой первый, 188-ой, как небо от земли отличается от этого. Здесь комфорт, хорошая звуко- и пылеизоляция, меньше устаешь, хотя всю смену «крутишься, как белка в колесе».

Что горняки «крутятся» – точно сказано. Пока мы находились на экскаваторе, его стрела, как маятник у часов – туда-сюда, туда-сюда, безостановочно вращалась от угольного забоя к кузову самосвала. Для того, чтобы, к примеру,  загрузить только один большегрузный автосамосвал, нужно  примерно девять раз зачерпнуть ковшом уголь, а это не меньше восемнадцати поворотов стрелы из стороны в сторону. И так – всю смену, практически без перерывов, ведь большегрузные самосвалы подъезжают под стрелу экскаватора один за другим.  Просто диву даёшься, как можно проработать в таком темпе 12 часов кряду!

Но машинисту хоть бы что, а мы быстро почувствовали признаки морской болезни и поспешили спуститься вниз. Мясников пошутил, мол, нужно вестибулярный аппарат тренировать.

Со стороны экскаватор смотрится величаво. Стрела, длина которой составляет 24 метра, рассчитана на отработку угольных забоев высотой до 21 метра. Емкость ковша – 12 кубометров, в три раза больше, чем у экскаваторов, на которых прежде работала бригада. Учитывая эти параметры, руководство разреза «Богатырь» определило коллективу задание на 2014 год. Оно, по словам бригадира, напряженное: за 12 месяцев предстоит добыть пять миллионов тонн угля при среднесуточной производительности экскаватора 15 780 тонн.

- Мы с экипажем обсудили эти условия, и пришли к единодушному решению – план выполним! – заявил Валерий Гаас.

Эта уверенность угольщиков основана на конкретных обязательствах, которые они прописали в договоре. Горняки при неукоснительном соблюдении производственной и технологической дисциплины в течение всей рабочей смены будут качественно и полноценно проводить техническое обслуживание и за счет этого добиваться выполнения установленных заданий. По мере освоения новой техники и ее возможностей, они также намерены постепенно наращивать производительность экскаватора.

Понятное дело, что эти планы во многом будут зависеть от того, как правильно и своевременно будут производиться планово-предупредительные ремонты, и как будут выполняться обязательства, описанные в договоре обеими сторонами.

Кайрат Кулатаев в бригаду Гааса попал после окончания курсов помощников машиниста восемнадцать лет назад.  По собственному опыту знает, как, порой, именно во многом от него и от его товарищей зависит безаварийная работа техники. Особенно важным в этом деле является неукоснительное соблюдение инструкции по смазке узлов и агрегатов  экскаватора.

- Раньше помощнику машиниста приходилось изрядно попотеть, чтобы  вручную, с  помощью специального шприца, смазать все трущиеся детали и подшипники, на это уходило много времени, - делится опытом работы Кайрат, - сейчас эта трудоемкая процедура выполняется автоматически.

Кайрат завел нас в помещение с несколькими небольшого размера серыми металлическими  шкафами. Один из них - это импортный смазочный аппарат с названием «Линкольн». Его программное обеспечение каждые сорок минут выдает импульс на включение помпы, которая всего лишь за одну минуту без участия человека под определенным давлением направляет смазочный материал в нужную точку экскаватора. Здорово! Каково было бы помощнику машиниста в эти зимние метели и холода вручную выполнять эту операцию! Но не все еще автоматизировано, остаются ковш, балка рукояти, некоторые другие блоки, трущиеся детали которых сейчас смазываются вручную. Но по сравнению с тем, что было раньше, труд помощника машиниста стал продуктивнее.  Кайрат уверен, что придет время, когда полная автоматизация  смазочного процесса экскаватора будет охватывать сто процентов узлов. И он будет только наблюдать за работой системы.

…Для бригады Валерия Гааса завершился первый месяц работы по-новому. Результаты обнадеживают: за январь 2014 года горняки отгрузили свыше 404 тысяч тонн угля, техника и бригада отработали без аварий и сбоев. Если в таком же темпе все будет идти и дальше, то в конце года горняки будут пить шампанское.

Пять миллионов тонн - цифра внушительная, но бригада уверенна в своих способностях. Ей удаётся выдерживать среднесуточную норму добычи угля  без сбоев. У экипажа есть также хороший стимул: согласно договору все члены коллектива получат достойную денежную премию. Опыт работы прошлогодних участников эксперимента показал, что им есть к чему стремиться.

Василий Матвеюк

На снимках: работает экскаватор ЭКГ-12 усм; бригадир Валерий Гаас; ветеран бригады Леонид Мясников; Валерий Гаас подписывает договор; этот электронный блок отвечает за автоматическую смазку узлов экскаватора.

К списку новостей